Занятие по теме «Посадка плодовых деревьев и ягодных кустарников» в 6 классе

Долговечность, здоровье, продуктивность плодовых и ягодных растений в значительной степени определя­ются местом для их посадки. Выбирая его, необходимо учитывать, что корневая система у плодовых деревьев располагается широко в стороны и на довольно значи­тельную глубину. Поэтому почва на участке должка быть плодородной, рыхлой, с хорошо проницаемой для воды и воздуха подпочвой. Близко расположенные грунтовые воды ухудшают снабжение. корней возду­хом, вызывают переохлаждение почвы. И тем самым приводят к заболеванию (суховершинность), а затем и гибели растений. Места, где грунтовые воды расположе­ны на глубине менее 2 м, непригодны для посадки сада.

Важно также продумать, какие породы и сорта лучше подобрать для посадки на школьном участке с учетом местных почвенно-климатических условий.

Перспективными являются сорта на слаборослых под­воях, которые не только более продуктивны, но и удоб­ны для ухода за ними силами учащихся.

Вся площадь участка, предназначенного под посадку плодовых и ягодных растений, должна быть освобожде­на от камней, возможно глубже обработана и заправле­на органическими и минеральными удобрениями.

Всесоюзный научно-исследовательский институт им. И. В. Мичурина рекомендует следующие дозы удобрений при глубоком окультуривании почвы под сад (см. табл,)

Удобрения Зона
Нечерноземная Средняя Южная
Почвы
Подзолистые, дерново-подзолистые Черноземные, темно-серые лесные оподзоленные Дерново-подзолистые, серые лесные оподзоленные, луговые Каштановые сероземы Бурые лесные
Органические (навоз, компосты), т/га 60-80 20-40 40 30-40
Минеральные (кг действующего вещества на 1 га):

Азотные
40-60 30-40
Фосфорные 150-200 150 200 100 150
Калийные 200-250 150 200 100 150

Наукой и практикой доказана целесообразность бо­лее густой подсадки плодовых растений с созданием у них малообъемной кроны. В зависимости от почвенно-климатических условий, породы, сорта плодовые расте­ния размещают на площади 8X6 м, 6X4 и 5×3 м.

В конкретных условиях школы по этому вопросу не­обходимо посоветоваться со специалистом-садоводом. При этом надо иметь в виду, что при отсутствии в школьном саду механизированной обработки между­рядий возможно уменьшение расстояния между рядами деревьев по сравнению с принятым в саду местного хозяйства.

За 2—3 недели до осенней посадки плодовых расте­ний должны быть выкопаны ямы. Для весенней посад­ки ямы готовят к осени. Для яблонь и груш — диаметр ям 100—125 см, глубина 50—70 см, для слив и вишен — диаметр 80—100 см и глубина 40—50 СМ.

Перед посадкой ягодных кустарников необходимо также заблаговременно перекопать почву и заправить ее удобрениями, заготовить хороший посадочный материал районированных и перспективных сортов,

На занятии по данной теме проводятся практические работы учащихся по подготовке ям для саженцев пло­довых и ягодных растений, их посадке и послепосадочный уход.

Методика проведения занятия, естественно, во мно­гом определяется объемом предстоящих работ, подго­товленностью учащихся и учителя к их выполнению. При этом учитель должен помнить о необходимости решения тесно взаимосвязанных агротехнических и педагогических задач, т. е. обеспечении всех работ на высоком агротехническом уровне, гарантирующем вы­сокую продуктивность и долговечность сада, и воору­жении учащихся прочными знаниями и навыками по вы­ращиванию плодово-ягодных растений.

Ниже приводится примерная структура занятия.

Рассказ учителя о проведенных подготовительных ра­ботах, важности предстоящих работ по посадке плодо­вых и ягодных растений и Необходимости выполнения их согласно агротехническим требованиям, ознакомле­ние с механизацией этих работ в производственных ус­ловиях (плантажная вспашка почвы, прокладка посадоч­ных борозд плантажными плугами, копка ям ямокопа­телями), демонстрация плакатов по выполнению меха­низированных работ.

Ознакомление с породами и сортами плодовых и ягодных растений, планируемых к высадке в школьном саду, их урожайность, качеством плодов, временем вступления в плодоношение. Демонстрация натураль­ных, законсервированных плодов и ягод районирован­ных сортов или их муляжей.

Учащиеся уясняют, что оптимальными сроками посад­ки плодовых и ягодных растений являются осень после опадения листьев у саженцев или ранняя весна до ра­спускания почек. Саженцы с листьями могут не при­житься, так как только начинающие приживаться на новом месте корни не могут обеспечить всю массу листьев необходимой влагой и питательными вещества­ми из почвы.

Выясняется оптимальная площадь питания плодовых и ягодных растений в данной зоне, обеспечивающая их высокую продуктивность и возможность применения механизации в промышленных садах.

Учитель обращает внимание учащихся на необходи­мость заблаговременной копки ям под посадку плодо­вых деревьев, что способствует обезвреживанию ядови­тых соединений в подпочвенном слое, а также предот­вращает сильное заглубление растений при осаждении почвы.

Сведения по технике посадки и ее биологическое обоснование включаются в инструктаж непосредствен­но перед началом практической работы. Они могут быть также изложены и в карточках-заданиях для са­мостоятельной работы учащихся.

Учащимся могут быть предложены задания следую­щего содержания.

Задание 1. Посадка саженцев плодовых деревьев.

  1. Подготовьте для работы лопаты, посадочные доски, носилки, ведра, шпагат или мочало (полиэтиленовую ленту), минеральные удобрения в таре, совки, мерки для минеральных удобрений.
  2. Отмерьте и внесите в почву необходимые удоб­рения по конкретным нормам. Верхний слой почвы, сме­шанный с удобрениями, насыпьте на дно ямы в виде холмика.
  3. Сделайте в яме или небольшой кадке болтушку из глины и коровяка густотой сметаны. Обрежьте пов­режденные корни до здорового места, обмокните их в болтушку. Разложите подготовленные саженцы около посадочных ям и временно их прикопайте.
  4. Распределитесь по 2—3 человека и выполняйте ра­боту по посадке саженца плодового дерева в следую­щем порядке:

а) один устанавливает саженец с северной стороны посадочного кола. Корневая шейка саженца (место соединения штамбика и корней) должна быть выше уровня почвы краев ямы на 4—6 см. Корни саженца равномерно распределите по холмику;

б)  второй засыпает корни почвой, следя, чтобы меж­ду ними не осталось пустот. Для этого первый уча­щийся в начале посадки несколько раз встряхивает са­женец. Все корни вплоть до корневой шейки должны быть закрыты почвой. Затем почву вокруг корней уп­лотните ногами;

в)  после посадки саженец привяжите к колу шпага­том (мочалом или пленкой) восьмеркой, узел распола­гайте со стороны кола;

г)  сделайте лунку около посаженного растения, по­лейте и присыпьте лунку сухой почвой, а еще лучше замульчируйте ее перегноем или торфом.

  1. Весной сделайте у саженца обрезку побегов (по указанию учителя).

Опираясь на сведения, полученные учащимися из карточки-задания, и привлекая знания учащихся по био­логии, учитель объясняет и показывает приемы работы по посадке саженцев, добиваясь от учащихся осмысле­ния этих приемов.

Под руководством учителя учащиеся проводят об­резку корней, обмакивание их в болтушку и прикопку саженцев у посадочных ям.

Затем учитель переходит к инструктажу по технике посадки саженца. Он устанавливает саженец с северной стороны кола, визирует его положение в ряду посад­ки, объясняет учащимся, что находящийся с южной стороны кол предохраняет штамбик саженца от сол­нечных ожогов, а прямолинейность посадки растений в рядах важна не только для красоты, но и для удоб­ства ухода за растениями.

Учитель может продемонстрировать как правильную, так и неправильную установку саженца на холмике почвы с тем, чтобы добиться от учащихся понимания, что в результате завышенной посадки часть корня бу­дет оголена и это приведет к задержке роста посажен­ного деревца; излишнее же заглубление корневой шей­ки в почву приведет к тому, что нижняя часть штам­бика будет находиться в земле, в результате чего мо­жет произойти подпревание коры.

Можно также расположить корневую систему сажен­ца скученно, на одной стороне холмика и добиться от учащихся поправки расположения корней равномерно по холмику для лучшего соприкосновения с почвой. Учитель обращается к учащимся с вопросом, что надо сделать, чтобы почва заполнила пустоты между кор­нями и плотно прилегала к ним, и для чего это необхо­димо делать. Учитель добивается от учащихся уяснения, что при плотном прилегании почвы к корням последние быстрее начинают выполнять свою функцию по обеспе­чению растений влагой и питательными веществами из почвы.

Выясняется важность подвязки саженца к колу в ви­де восьмерки для того, чтобы он не раскачивался и мог свободно оседать вместе с почвой. После этого прово­дится полив и мульчирование лунки, уясняется значение этих приемов.

Затем учащиеся выполняют работу по посадке сажен­цев плодовых растений.

Задание 2. Посадка ягодных кустарников

  1. Подготовьте для работы рулетку, посадочный шнур с колышками, удобрения, мерки для отмеривания удоб­рений, лопаты, совки, секаторы, ведра.
  2. Наметьте с помощью рулетки и посадочного шнура с метками места для посадки саженцев ягодников (указываются конкретные расстояния).
  3. Выкопайте ямы диаметром 35—40               и глубиной 30—35 см. Вынутый из ямы слой почвы смешайте с ор­ганическими и минеральными удобрениями.
  4. Обрежьте поврежденные корни саженцев, обмак­ните их в болтушке из глины и коровяка. Разложите саженцы около посадочных ям и присыпьте их корни землей.
  5. Смородину высаживайте наклонно, на 8—10 см, крыжовник и красную смородину — на 5—8 см глуб­же, чем они росли в питомнике, малину высаживайте на такую же глубину, как она росла и раньше. При по­садке следите, чтобы корни не ложились очень густо и не загибались кверху. Хорошо уплотните почву возле корней.
  6. После посадки обрежьте саженцы ягодных ку­старников секатором. У побегов черной смородины сверху оставьте по 2 почки. Саженцы красной смороди­ны и крыжовника оставьте высотой 12—15 см. Малину обрежьте на высоте 20 см. Полейте почву в лунке и замульчируйте.

Порядок инструктажа и организация практических работ примерно такие же, как и при посадке саженцев плодовых растений.

Инструктируя учащихся перед посадкой ягодных ку­старников, учитель обращает особое внимание на глу­бину посадки и обрезку ягодников. Показывая приемы посадки смородины и крыжовника, учитель привлека­ет знания учащихся об образовании на стеблях прида­точных корней, которые особенно легко образуются на стеблях черной смородины. Поэтому углубленная посадка саженцев этих растений оправдана: образуется сильная корневая система.

Демонстрируя приемы обрезки саженцев ягодных кустарников, учитель обращает внимание на необходи­мость правильного косого среза около почки: обрезка высоко над почкой ведет к образованию над ними су­хих пенечков. Поясняется и значение обрезки для вос­становления равновесия между частично поврежденной корневой системой и сохранившейся надземной частью растений, а также для последующего ветвления са­женцев.

В заключительной беседе учитель оценивает работу учащихся и рассказывает им об особенностях труда са­довода на посадке современных промышленных садов.

В зависимости от конкретных условий школы методи­ка проведения занятий на данную тему может ме­няться. В статье приведен только один ее вариант, ко­торый, на наш взгляд, позволяет в достаточной степени решить поставленную цель занятий.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014