Воспитание бережного отношения к материальным ценностям

Важная задача школы — воспитание у учащихся береж­ного отношения к материальным ценностям, общественной собственности. Особенно большие возможности для этого создаются на уроках труда, учащиеся здесь имеют дело с различными материалами, инструментами, приспособления­ми, которые требуют аккуратного обращения, эконом­ного расходования.

Уже в V классе девочки начинают шить на швейной машине. Они еще не имеют опыта работы на ней и нередко допускают поломки. Общими призывами к бережному отно­шению с оборудованием тут ничего не добьешься. Необ­ходимо практическую работу организовать так, чтобы с пер­вого занятия дети под наблюдением учителя или ученика- консультента приучались к правильным приемам работы на машине.

В это же время учащиеся начинают работать с элект­роутюгом. Предварительно учитель инструктирует их о безопасных приемах труда, проводит тренировочные упражне­ния и после проверки усвоенных правил просит распи­саться в специальном журнале с указанием даты инструк­тажа. Все это очень важно, но недостаточно. На первом же занятии надо объяснить учащимся, что частое включение и выключение электроприборов приводит к их быстрому перегоранию. Однако нельзя и оставлять электроприборы включенными без необходимости, что приводит к перерас­ходу энергии, более быстрому изнашиванию прибора. Работу следует построить так, чтобы ученицы пользова­лись утюгом одна за другой.

Необходимо также учить школьниц бережному отноше­нию к вещам в процессе их глажения. Перед началом этой работы надо определить вид ткани, из которой сделана вещь (способом, усвоенным учащимися во время лабораторно-практической работы) и установить терморегулятор утюга в соответствующее положение.

Изделия из хлопчатобумажной и льняной ткани нужно гладить слегка влажными; шерстяные — влажными и через влажную ткань; шелковые — обязательно с изнанки сухими или слегка недосушенными. Вискозные ткани надо гладить только сухими, чтобы не появились пятна. Шелковый три­котаж рекомендуется равномерно увлажнять и гладить с изнанки, иначе вещь может потерять форму. Вязаные ве­щи гладят влажными с изнанки через влажную ткань.

Необходимо учить детей экономно расходовать материалы. При раскрое швейных изделий обычно остаются отходы ткани, которые лучше всего складывать в специальные пакеты или коробки. Это не только приучает учениц к бе­режливости, но и является элементом культуры труда. Собранные остатки тканей могут использоваться для из­готовления полезных бытовых изделий (прихватки, воротнич­ки, манжеты, закладки и др.; учебных коллекций, выполне­ния лабораторно-практических заданий и др.).

Остатки тканей можно использовать и для восстановле­ния потребительских свойств вещей. Школьницам можно предложить следующие трудовые задания.

Задание 1. Удлиненные юбки, платья (V—VIII классы).

Распороть подшивку низа, выпустить запас, разгладить, пришить полоску ткани в цвет изделия и вновь подшить так, чтобы пришитая ткань не была видна. Можно поступить и по-другому: разрезать юбку на несколько поперечных полос и вшить между ними полосы другой ткани, под­ходящей по’фактуре и цвету. Этой же тканью можно отде­лать лиф платья. К слову сказать, для детей очень прак­тичны модели платья с поперечными складками, которые по мере роста ребенка можно распускать.

Задание 2. Удлинение юбки, платья за счет пояса (VI—VIII классы).

Отпороть лиф и выпустить запас ткани по линии талии.

Если этого мало, распороть пояс от платья и вшить его между лифом и юбкой. Можно ввязать пояс из шерсти, одновременно нарастив рукава вязаными манжетами.

Задание 3. Удлинение рукавов (V—VIII классы).

Распороть манжету и развернуть ее: она станет в два раза шире и тем самым удлинит рукав. Из подходящей по цвету и фактуре ткани выкроить второй слой и пришить к манжете, после чего ее пришить к рукаву. Если ру­кав на резинке, ее можно вынуть, шов распороть и надшить рукав полоской ткани из пояса (как правило, он делается двойным, и подкладку для него можно сделать из другой ткани.).

Задание 4. Расширение манжет (VII—-VIII классы).

Отпороть и разрезать манжеты вдоль сгиба и нижней частью надставить их по ширине. Для второго слоя взять ткань, подходящую по цвету. То же самое можно сделать и с поясом.

Задание 5. Расширенна воротника (VII—VIII классы).

Выпороть воротник, разрезать посередине и вставить полоску ткани, отрезав ее от пояса или от подворотника, который затем выкроить из другой ткани. Удлиненный воротннк снова вшить, предварительно расширив горловину.

Думается, что нет необходимости заставлять учениц V класса шить фартук обязательно из новой ткани. Для этого подойдет старое свое или мамино (но обязательно с ее разрешения!) платье мз ситца или сатина. В свободное время девочка должна распороть его, выстирать и отгла­дить, а затем под наблюдением учителя правильно распо­ложить на тканн детали выкройки, минуя изношенные места.

Если платье цельнокроеное, можно сшить фартук с застеж­ками на плечах. Перед и спинка кроятся отдельно. По бокам фартук завязывается пояском, продернутым по линии талии переда и спинки. Чтобы фартуком можно было пользо­ваться несколько лет, надо сделать внизу несколько попе­речных складок, которые по мере роста девочки — рас­пускать.

Учащимся VII—VIII классов можно тоже посоветовать сшить платье из маминого, предварительно распоров, высти­рав и отгладив его. Детали выкройки наложить на соот­ветствующие детали платья и раскроить, обходя выношен­ные места.

К восстановлению потребительских свойств вещей относит­ся и выведение пятен на одежде. Получить сведения об этом процессе девочки могут у учителя обслуживающего труда, которому следует завести «копилку полезных дел». Она может представлять собой картотеку с советами по тому или иному вопросу. Например, по теме «Выведение чернильных пятен» могут быть даны такие рекомендации:

  1. Препаратом «Пятновыводитель чернильных пятен» можно удалить пятно от чернил любого вида с любой ткани.
  2. Чернильное пятно можно удалить ватным тампоном, смоченным в смеси равных количеств глицерина н этилово­го спирта. Тампон будет загрязняться, и его необходимо несколько раз сменить, а затем промыть вычищенное место водой.
  3. Свежие чернильные пятна легко отмываются парным молоком или простоквашей.

Восстановить потребительские свойства вещи можно, окрасив ее в другой цвет (рекомендация для учащихся восьмых классов). Подробную консультацию об этом можно также получить в «копилке полезных дел».

Знакомя учащихся с элементами бережного отношения к материальным ценностям и вовлекая их в сам процесс сохранения и сбережения, можно воспитать у них полезную привычку беречь общественное достояние и личные вещи.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014