Урок на тему «Геометрическая резьба по дереву»

8 класс.

Тема урока: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

Цели урока: Сформировать первоначальные умения и навыки резьбы по дереву

1)  Образовательная: ознакомиться с народно-прикладным искусством «Резьба по дереву»

2)  Развивающая: развивать творческое и пространственное воображение;

3) Воспитательная:

  • возродить, развить и сохранить искусство резьбы по дереву;
  • ориентировать учащихся на применение полученных знаний и навыков на практике;
  • нацеливать учащихся на профессиональное самоопределение.

Задачи урока:

  • формировать навыки резьбы по дереву и работы с инструментами;
  • развить конструктивное мышление и творческие способности детей;
  • воспитать трудолюбие, терпеливость и настойчивость

Наглядные пособия и принадлежности: для учителя — интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал: карточки.

Для учащихся: заготовка из древесины, нож.

Тип урока: комбинированный (использование интерактивной доски, беседа, практическое выполнение работы)

Методы обучения: наглядно — иллюстрационный; иллюстративно — объяснительный, практическая работа учащихся.

Формы деятельности учителя и учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

I. Организационная часть (3 мин) (прием развивающего обучения)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста! Я рад видеть вас сегодня на занятии. Давайте познакомимся, меня зовут Волков Виталий Анатольевич!

У вас на столе приготовлены листы бумаги сложенные в треугольник напишите на нем свое имя, чтобы я знал, как к вам обращаться! Спасибо! Далее вы видите, что перед вами лежат три разных по цвету квадратика – это ваше настроение:

— зеленый – плохое;

— желтый – хорошее;

— красный – отличное;

Помогите мне узнать какое оно у вас сегодня, положите тот квадратик, который соответствует вашему настроению рядом со своим именем.

Обратите внимание, у нас на уроке присутствуют гости, но это не помешает нам с вами плодотворно работать.

На уроке понадобятся:

— заготовки из древесины;

— нож — косяк;

— ваши знания, деловой настрой и хорошее настроение.

II. Учитель: Тему сегодняшнего  урока мы узнаем, если разгадаем кроссворд (5минут). (мотивация обучения).

krossvord-geometricheskaya-rezda-po-derevu

1. Рисунок на поверхности древесины.

2. Рабочее место для обработки древесины.

3. Готовая продукция.

4. Новогоднее дерево.

5. Твердая лиственная порода.

6. Место хранения инструментов, оборудования, приспособлений и заготовок.

III. Введение в изучение нового материала. (10 минут)

(наглядно — иллюстрационный; иллюстративно – объяснительный.)

Учитель: И так тема нашего урока:

«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

Сегодня на уроке мы должны с вами узнать немного о резьбе по дереву. Вспомнить основы построения орнамента. Познакомиться с инструментами для выполнения резьбы и научиться выполнять элементы геометрической резьбы, из которых составляют узоры.

Существуют различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным резьба по дереву. Резьбой украшают архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.

Вопрос: Давайте посмотрим на экран перед нами уже готовое изделие разделочная доска. Скажите ребята, у вас не возникает ощущения, что чего-то не хватает? Что недостаёт для полного и логического завершения?

Учащиеся: Декоративная отделка (резьба, выжигание ит.д.)

Учитель: Правильно молодцы! Ведь если не нанести резьбу или выжигание или роспись она так и останется изделием и не приобретет декоративного характера.

С незапамятных времён люди, изготовляя различные вещи, почти всегда

стремились их делать так, чтобы они были не только полезными, но и приятными на вид, красивыми. Это достигалось не только отысканием формы предмета, но и нанесением на него рисунка, узора – орнамента.

Слово «орнамент» в переводе с латыни означает УКРАШЕНИЕ.

Это узор, состоящий из ритмически расположенных, чередующихся различных изобразительных элементов.

Существует множество видов различных орнаментов:

ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ.

  1. Геометрический орнамент состоит из ритмически построенных элементов кругов, треугольников, зигзагов, уголков.
  1. Растительный орнамент (лиственный) — украшение в виде деревьев, веток, листьев, цветов, плодов и т.д.

Именно эти два вида орнамента мы соединим воедино, и для рассмотрения  я предлагаю вашему вниманию:

— два элемента геометрической резьбы (сколышек и двухгранные линии порезки);

— кедровую шишку на ветке.

Как вы думаете можно ли соединить в одном рисунке два этих компонента?

Я предлагаю вам готовую стилизацию геометрического орнамента с растительными мотивами. Посмотрите, как сочетаются треугольники с линиями порезками передавая форму растительного орнамента. (возможность в дальнейшем использование как этнокомпонента в резьбе по дереву).

ornament

Учитель: Давайте вспомним основные инструменты, которыми выполняется геометрическая резьба.

Основным инструментом для выполнения геометрической резьбы является: нож-косяк.

Свое название он получил, из-за клинка, который имеет определенный угол скоса.

И так основной  элемент в нашей композиции является – сколышек (иначе треугольник) который мы будем выполнять в практической части урока.

VI. Физкультминутка. (1 минута) (ЗОЖ)

Быстро встали,

Тихо сели,

Головами повертели.

Сладко, сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

V. Практическая работа. (15 минут)

1. Правила техники безопасности при выполнении «Геометрической резьбы»:

  • надеть и привести в порядок спецодежду.
  • привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.
  • осмотреть режущий инструмент и убедится в его исправности.
  • при выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке или столе.
  • нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.
  • во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.
  • передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.
  • строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.
  • запрещается класть нож в карман рабочей одежды.
  • после окончания работы нож необходимо сдать учителю.
  • привести в порядок рабочее место и спецодежду.

2. Показ приемов резьбы.

Элемент сколышек вырезается он так: Нож зажимают в кулаке и погружают его в древесину вертикально, поочередно по двум сторонам треугольника, сходящегося к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника. (Показ заготовки с элементом «сколышек»)

3. Выполнение резьбы по дереву.

На наших учебных заготовках уже готовые эскизы упражнений для резьбы, поэтому давайте приступим к работе .

4. Текущий инструктаж в течение работы.

VI. Подведение итогов занятия. (6минут) (прием развивающего обучения рефлексия).

  1. Молодцы, а теперь давайте посмотрим, у кого получился самый лучший узор.

Для этого …….(имя учащегося) соберет работы и проанализирует каждую.

Выставка работ учащихся. (одобрение, поощрение, похвала)

  1. Ребята заполните пожалуйста карточки обратной связи.

Давайте посмотрим изменилось ли наше настроение после урока поменяйте квадратик если оно изменилось.

И закончить урок я хотел бы стихотворением:

Стихотворение   «Уметь». 

Это здорово:                                        Бак лудить,            

Уметь                                                  Трамвай водить,

 Сеять хлеб и песню петь                    Дом на зорьке возводить.                

                                 

Стог метать,                                      Сталь ковать,      

Дрова колоть,                                        Деталь точить, 

Грядку чисто прополоть.                    Мастерству других учить.  

 

Это здорово:                                        Сад лелеять,   

Строгать!                                             Хлебы печь

Делать стол или кровать.                   Матерей от бед беречь.

 

Добрым быть.

Друзей иметь.

Это здорово – уметь!

Использованная литература:

  1. Слипак В.П. Резьба по дереву, Псков, 1994 год
  2. Мольнар А.А. Резьба по дереву, Москва, Спектр, 1998 год
  3. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву, Москва, Владос, 2002 год
  4. Афанасьев А.Ф. «Резчику по дереву»

Правила техники безопасности при выполнении «Геометрической резьбы»:

  • надеть и привести в порядок спецодежду.
  • привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.
  • осмотреть режущий инструмент и убедится в его исправности.
  • при выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке или столе.
  • нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.
  • во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.
  • передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.
  • строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.
  • запрещается класть нож в карман рабочей одежды.
  • после окончания работы нож необходимо сдать учителю.
  • привести в порядок рабочее место и спецодежду.

Подпись _____________ 02.03.2011.

Технологическая карта выполнения резьбы по дереву:

№ п/п Порядок выполнения операций Графическоеизображение Инструменты и приспособления
1

 

 
Наколка элемента «сколышек» от вершины треугольника поочередно по двум сторонам к его основанию  urok-na-temu-geometricheskaya-rezba-po-derevu Учебная заготовка, нож-косяк, верстак или стол.
2 Подрезка  элемента «сколышек» начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника.  urok-na-temu-geometricheskaya-rezba-po-derevu-2 Учебная заготовка, нож-косяк, верстак или стол.
3 Зачистка элемента резьбы Учебная заготовка, нож-косяк, верстак или стол.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014