Учитывать психологию технического творчества

Способность к творческой деятельности и потреб­ность в ней у школьников наиболее ярко проявляются во внеклассной работе, в частности в техническом твор­честве. Наблюдения показывают, что для творческой работы учащихся характерна определенная последо­вательность.

На основании проведенных нами исследований мож­но выделить такие взаимосвязанные этапы техничес­кого творчества, как возникновение идеи (замысла), поиск путей ее реализации, осуществление и практи­ческое применение готового объекта.

В качестве примера рассмотрим последовательность решения творческих задач старшеклассниками.

I этап: уяснение задачи (формирование ее).

II этап: а) воплощение творческого замысла в план, схему, чертеж; компоновка отдельных деталей по функциям; 6) предварительное моделирование и экспериментирование; в) уточнение плана решения.

III этап: а) практическое конструирование (компо­новка отдельных частей и узлов, сборка объекта труда); 6) проверка его (осмотр по схеме, регулировка, устра­нение неполадок, испытание в действии).

IV этап: а) совершенствование объекта творчества в процессе его эксплуатации; 6) расчет технико-экономи­ческих показателей; в) сдача объекта; г) определение новой творческой задачи.

Как правило, незнание этих этапов или игнорирова­ние логической последовательности их выполнения значительно осложняет решение творческой задачи. При первых неудачах многие школьники подчас броса­ют работу и больше к ней не возвращаются. Возникает своеобразный психологический тупик, из которого под­росток не может самостоятельно выйти. На каждом этапе творчества учащихся можно выделить ряд задач, решение которых связано с большими затруднениями, т. е. с преодолением психологических тупиков.

Зная, на каком этапе возник у юного техника психо­логический тупик, учитель или руководитель кружка сможет вовремя прийти ему на помощь и таким обра­зом ускорить решение всего комплекса логически свя­занных творческих задач.

Проиллюстрируем это на примере разработки и из­готовления приборов для выявления скрытых дефектов в якорях микроэлектродвигателей типа МДП в школь­но-студенческом конструкторском бюро при Москов­ском городском Дворце пионеров и школьников.

На первом этапе школьникам было дано задание: разработать устройство (прибор) для проведения ис­пытаний якорей и выявления в них скрытых дефектов (обрывов проводов обмотки, межвитковых замыканий двигателей). На втором этапе решения творческой за­дачи учащиеся провели предварительные эксперимен­ты на оборудовании в цехе электротехнических изде­лий и исследовательском бюро школьного завода «Чай­ка» (Москва). Однако разрабатывая компоновочную схему и чертежи отдельных узлов экспериментальной установки (прибора), они не смогли составить рацио­нальной технологии изготовления изделия, т. е. оказа­лись в ситуации психологического тупика. Выйти из него юным техникам помогла своевременная консультация инженера завода В. С. Хитрука. На третьем этапе (прак­тическое конструирование) преодолевать психологиче­ские затруднения помогает постановка вопросов и част­ных задач по теме исследования, например: как изме­нится сопротивление и сила тока в обмотке якоря, если из-за плохой изоляции обмоточного провода будет замкнуто несколько витков? Как можно определить ко­роткое замыкание в обмотке? С помощью какого уст­ройства можно обеспечить направленное движение якоря при подключении пластин коллектора к электри­ческой цепи? И т. д.

На четвертом этапе (при совершенствовании опытно­го образца или партии приборов) учащиеся обрабаты­вают экспериментальные данные, выявляют причины появления скрытых дефектов, высказывают предполо­жения по рационализации производственной техноло­гии. Такой творческий подход к делу оказывается ре­зультативным. В частности, тем школьникам, которые были заняты на всех этапах работы, удалось модер­низировать установку для полуавтоматической про­верки якорей микроэлектродвигателей. Она получила высокую оценку на X научно-практической конферен­ции, проходившей на заводе «Чайка». При эксплуатации прибора определилась и последующая творческая за­дача: приспособить его для проверки якорей микро­электродвигателей типа МДП-5. Ее удалось решить совместными усилиями юных техников и консультан­та — студента МАИ В. Чайковского.

Таким образом, учет психологических особенностей технического творчества и знание этапов решения по­ставленных задач позволяют строить внеклассную и внешкольную работу по технике продуманно и целе­направленно, что значительно активизирует творческий потенциал юных техников, рационализаторов и изобре­тателей. Об этом свидетельствует, в частности, творчес­тво юных умельцев сельских школ Алтайского края. За последние годы в учебных заведениях края получило большое распространение конструирование различной

Г.А. Казачинская

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014