Технический турнир. Юный столяр (5 класс)

В средние века, в эпоху рыцарства, часто проводились турниры. На них рыцари могли показать cвою удаль, свое воинское мастерство, помериться силой. Давно минули те времена, но осталось стремление встретиться с достойным соперником в честном и благородном поединке. Конечно, вы не услышите сегодня топота боевых коней и звона мечей. Ведь мы собрались для того, чтобы показать свои знания, смекалку, умение владеть инструментами, а право определять победителя доверено жюри в составе...

Первый конкурс — «Команда». Каждая команда придумала себе эмблему. Прошу капитанов сдать эмблему увеличенного размера в жюри. Будут оцениваться эмблема, выход команды, ее название, девиз, приветствие.

Следующий конкурс — «Дерево».

  1. За счет чего дерево растет в толщину? (Между корой и древесиной находится слой клеток — камбий. Они способны делиться, откладывая внутрь клетки древе­сины, а наружу — клетки луба.)
  2. Каково назначение коры? (Она предохраняет дерево от   повреждений   и   неблагоприятных   погодных условий.)
  3. Как вы думаете, почему кора растрескивается? (У многих деревьев количество клеток, которые камбий откладывает в сторону древесины, больше тех, что откладывается в сторону луба.)
  4. Где расположен луб и каково его назначение? (Луб расположен под пробковой частью коры и предназ­начен для прохождения питательных соков.)
  5. Как вы думаете, почему погибнет дерево, если срезать кору по кольцу? (Полностью нарушится работа луба и камбия.)
  6. Что такое текстура? (Естественный рисунок разреза древесины.)
  7. Чем будет отличаться текстура, полученная при распиливании по диаметру ствола и параллельно ему? (В первом случае годичные слои видны в виде полосок, а во втором — в виде красивого рисунка.)
  8. Как вы думаете, что общего у дерева с Остан­кинской телебашней? (Ствол дерева — это, грубо говоря, плотный пучок канатов — длинных, идущих почти параллельно друг другу растительных клеток... Чем дальше отстоят клетки-канаты от сердцевины дерева, тем они жестче, грубее, крепче, тем лучше они сопротивляют­ся растягивающим нагрузкам, которые создает ветер... Тот же принцип использовали инженеры в конструкции высочайшей телебашни. Растягивающую силу, которая возникает от ветра и стремится покачнуть башню, воспринимают на себя предварительно натянутые стальные канаты, пропущенные внутри бетонной стенки).

При проведении данного конкурса целесообразно исполь­зовать цветной рисунок поперечного разреза ствола, на котором учащиеся могли бы показывать строение древесины.

Новый конкурс — «Материал». Но прежде чем его начать, послушаем стихотворение Н. Алтухова «На лесо­пилке».

Пила сверкает синим глянцем,

Ствол золотисто-желтоват.

Опилки, как протуберанцы,

От диска весело летят.

Блеснуло солнце внешним светом,

Вернулась звонкая весна,

Что сконденсирована в этом

Стволе,певучем, как струна.

Похоже — Кольца накрутило

На ствол, как на веретено,

И много-много раз светило

На срезе запечатлено.

Смолой пропахшие сосновой,

Пыльцой покрыты, как мукой,

Рабочие,

Народ толковый,

Сроднились с солнцем и весной.

Лучатся руки золотые,

Растут, сияя, штабеля,

Где доски,

Как лучи, прямые

Теплы, как вешняя земля.

Их повезут дорогой длинной,

И осень будет, и зима,

Но солнце

Вместе с древесиной

Заселит новые дома.

  1. Какую операцию имел в виду поэт, когда писал: «Опилки, как протуберанцы, от диска весело летят»? На каком оборудовании она выполняется? (Операция — поперечное пиление — выполняется с помощью электро- и бензопил, а также на круглопильных станках.)
  2. Как вы думаете, люди каких профессий выполняют эту    работу?    (Раскряжевщики, станочники-распиловщики.)
  3. Какие пиломатериалы вы знаете? (Доска обрезная и необрезная, горбыль, брусок, рейка, брус.)
  4. С помощью какого оборудования получают пило­материалы?    (На    пилорамах,    ленточнопильных станках.)
  5. Люди каких профессий выполняют эту работу? (Рамщики, станочники-распиловщики.)
  6. Перед вами два пронумерованных образца пило­материалов. Какой из них — доска, а какой — брусок? Объясните свое решение. (У досок ширина больше двойной   толщины,   а   у   брусков   равна   или меньше.)
  7. Кто сможет расшифровать эти загадочные надписи? (Ведущий  показывает  лист  бумаги,  на  которой крупнонаписано: ДСП; ДВП (древесностружечная и древесно­волокнистая плита).
  8. Из чего получены эти материалы и чем они отличаются друг от друга? (Получены из отходов древесины, смешанных со специальными связующими веществами. При получении ДВП в смесь из измельченных отходов древесины добавляют еще мелко нарезанную солому, отходы от переработки льна, хлопка. Отличаются по внешнему виду, толщине.)

Конкурс «Чертеж». Перед вами — пронумерованные чертежи деталей призматической формы с элементами, а на общем столе — сами детали. Вы должны выбрать эти детали и расположить их на своем столе так, как   они   были   расположены   при   выполнении чертежа.

Для проведения данного конкурса необходимо выполнить рисунок ниже и изготовить комплекты из четырех деталей. На общем столе расположить вперемешку.

м

Следующий конкурс — «Инструмент».

  1. На ваших столах лежат пронумерованные стружки двух видов. Какая из них получена при строгании шерхебелем, а какая — рубанком?
  2. Когда долго работаешь рубанком, на большом пальце левой руки появляется мозоль. Кто может объяснить причину? (При строгании палец чуть поворачивается относительно ручки и трется о нее.) (Следует иметь рубанок, чтобы учащийся или ведущий смогли использовать его при объяснении.)
  3. Как можно избежать этого неприятного явления? (Сделать ручку вращающейся вокруг вертикальной оси, тогда она будет чуть поворачиваться вместе с пальцем). (Хорошо иметь рубанок с такой ручкой, чтобы показать ее учащимся.)
  4. Когда вы мастерите что-либо из древесины дома или во дворе с друзьями, то часто зачищаете готовую деталь ребром кусочка стекла. А кто знает, как называется инструмент, предназначенный для той же цели — снятия очень    тонкой    (0,04    —    0,08   мм)   стружки? (Цикля.)
  5. Представьте себе такую ситуацию. Вы отшлифовали поверхность детали шкуркой. А затем увидели, что толщина ее больше необходимой, и решили сострогать лишний слой древесины. Но когда начали это делать, рубанок вдруг стал строгать очень плохо, на поверхности детали появились задиры. Почему? (Мельчайшие зерна наждака, застрявшие при шлифовании в волокнах древесины, моментально затупляют резец рубанка.)

Конкурс «Юный столяр». Вы должны закончить изготов­ление простейшей полочки (смотри рисунок). При разметке обязательно использовать и рейсмус.

texnicheskij-turnir-yunyj-stolyar-2

Для проведения данного конкурса необходимо подгото­вить комплекты заготовок и инструментов: две полностью ост­руганные полочки без отверстий, рейсмус, угольник, линейку, карандаш, шило, коловорот, сверло, четыре упора с канавкой посередине, шнурок.

Следующий конкурс назывался «Сборка».

  1. Как утопить головки гвоздей в древесине, чтобы углубления получались небольшие по площади? (Надо предварительно сплющить головку, забить гвоздь, как обычно, а затем утопить головку с помощью другого гвоздя.) (Целесообразно подготовить заранее планку и брусок, соединенные именно таким образом, чтобы показать учащимся после их ответов.)
  2. Обратите внимание: колодка и доска соединены одним гвоздем не очень плотно. Но в первом случае колодка может вращаться, а во втором — нет. Почему? (В первом случае гвоздь забит перпендикулярно к пласти доски, а во втором — под углом.)
  3. Перед тем как забить гвоздь в тонкую дощечку, его иногда притупляют. Зачем? (Тупой гвоздь будет сминать волокна  древесины,   но   не   будет   раскалывать дощечку.)
  4. Перед вами две детали. Надо соединить их двумя гвоздями, а концы загнуть так, чтобы гвозди как можно лучше удерживали детали. (Для проведения данного конкурса надо подготовить комплекты: две детали, два гвоздя, молоток. На каждом столе положить сработанный трехгранный напильник и зубило (последнее — для отвлечения внимания). Наиболее рациональное решение показано на рисунке ниже. Длина гвоздей должна быть такой, чтобы изображенный на рисунке способ загибания можно было осуществить. Если никто не применит данный способ, надо задать дополнительный вопрос: «Как вы думаете, нельзя ли было использовать лежащие на столе старые напильники для более надежного загибания гвоздей?», — и выдать еще по одному гвоздю для очередной попытки. Если и она не увен­чается успехом, ведущий сам должен показать способ загибания.)texnicheskij-turnir-yunyj-stolyar-3
  5. Завинчивание шурупов вручную — довольно долгая и утомительная работа. Кто знает, как она облегчается и ускоряется на производстве? (Применяют механизирован­ные отвертки.)
  6. На рисунке рисунке ниже (а) изображены крепежная деталь и птица. Что между ними общего? (У них одинаковое «имя», так как большой шупуп с шестигранной головкой, предназна­ченный для соединения крупных деталей с помощью гаечного ключа, называется «глухарь».)
  7. Как вы думаете, что связывает предметы, изображенные на рисунке рисунке ниже (б)? (Иногда шуруп трудно ввернуть в древесину твердых пород, даже предварительно просверлив отверстие. Тогда его рекомендуется смочить водой и натереть мылом.)texnicheskij-turnir-yunyj-stolyar-4

В настоящее время для облегчения сборки изделий на гвоздях и шурупах применяют специальные инструменты. Они напоминают электрическую дрель, снабженную магази­ном, как боевой автомат. Поставил переключатель в первое положение, зарядил магазин гвоздями или проволочными скобами — и только успевай нажимать на курок: доски быстро и надежно скрепляются. Если надо соединить детали шурупами, заряди ими магазин и поставь перек­лючатель во второе положение. Около 50 шурупов в минуту — такова скорость работы инструмента.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014