Схема анализа уроков труда и технологии

Анализ урока труда и технологии позволяет объективно оценивать уровень профессиональной подготовки учителя, способствует обобще­нию передового опыта, помогает совершенствовать педаго­гическое мастерство. Обстоятельно проанализировать урок — это значит не просто зафиксировать серию педаго­гических фактов и установить, что было на уроке, но и вы­явить, почему получилось так, а не иначе. Выявление причинно-следственных связей в педагогическом процессе — дело сложное, требующее глубокого знания материала и определенных умений.

Одна из трудностей, с которой сразу сталкивается учитель-методист или инспектор, заключается в том, что урок, как правило, протекает в темпе, не позволяющем вести обстоя­тельную запись всего, что заслуживает внимание. Мы просто не успеваем записывать свои впечатления и замечания. А то, что откладывается в памяти, искажается, поскольку к концу урока обычно забываются ситуации, при которых возник тот или иной ЭПИЗОД.

Анализ урока будет более целенаправленным и объектив­ным, если заранее определить, за чем конкретно надо наблю­дать на каждом его этапе, т. е. очертить круг вопросов, существенных для изучения и объективной оценки занятия. Ниже приводится схема поэтапного анализа урока с указа­нием основных вопросов и позиций, подлежащих анализу. Она является примерной и опирается на многочисленные наблюдения и систематические анализы уроков труда. Ду­мается, что эта схема не только поможет проверяющим, но и окажется полезной самим учителям как в подготовке к уроку, так и в процессе его самоанализа.

Школа, класс___________________________________

Дата____________Смена_________________________

Ф.И.О. учителя__________________________________

Количество учащихся_____Продолжительность — 2X45.

Тема___________________________________________

Цель___________________________________________

I. Подготовка учащихся к началу работы на уроке

  1. Расход времени на организационную часть урока.
  2. Готовиость учителя: рабочее место, пособия, инстру­менты, ТСО, настроение.
  3. Готовность учащихся к уроку: наличие рабочей одеж­ды, состояние рабочих мест, документации, общее настрое­ние класса.
  4. Как осуществлен переход к следующему этапу уро­ка: плавно, логично, незаметно или резко, без связи с предыдущим.

II. Проведение анализа ошибок, допущенных учащимися ив предыдущем уроке

  1. Ошибки  учащихся учтены все или только типичные.
  2. Как учитель показывает ошибки: на доске, на чертеже,
    на образце, на изделии, с помощью ТСО и т. п.; сравнением,
    сопоставлением с технологической картой.
  3.    Расход времени на этот этап урока.

III. Выявление причин появления ошибок у учащихся и определение путей их исправления

  1. Способы анализа причин возникновения ошибок: все объяснил сам учитель; заставил учащихся их искать, задавая наводящие вопросы, понуждал думать.
  2. Определялись ли последствия ошибок, допущенных учащимися, и как это делалось: все делал сам учитель или привлекал школьников?
  3. Намечались ли пути исправления ошибок учащихся и какими способами: говорил ли только учитель, привлекались ли учащиеся или они работали самостоятельно?
  4. Расход времени на этот этап работы.

IV. Подготовка учащихся и сознательному усвоению нового материала

  1. Способы организации внимания: восстановление техноло­гической ситуации прошлого урока; выводы по прошлой теме; повторение пройденного, анализ ошибок и т. п.
  2. Способы психологической зарядки учащихся на усвоение нового: вызван внутренний интерес; интерес к теме вызван искусственно; не вызван вообще.
  3. Расход времени на этот этап.

V. Организация усвоения новых знаний и умений

  1. Как осуществлен переход к этому этапу урока: логично, мягко, с предварительной подготовкой к усвоению или не­ожиданно, резко, вдруг? Названа ли тема и особенно цель урока?
  2. Уровень технической грамотности и доступности изложе­ния (логика, доходчивость, убедительность, образность речи, идейная направленность и т. д.).
  3. Использование наглядности и ТСО: техника показа, ло­гическая связь объяснения и показа; работа учащихся и наглядность.
  4. Методика изложения нового материала: способы сообщения новых знаний; грамотность и точность задаваемых учащимся вопросов; как используются их ответы, степень самостоятельности в приобретении новых знаний.
  5. Контакт с группой: какая обстановка сопутствовала изложению нового материала (доброжелательность, спокой­ствие, нервозность, натянутость, напряженность); степень заинтересованности учащихся новым материалом; связь теории с практикой.
  6. Поведение учителя в процессе изложения нового материала: внешний вид, манера держаться, жесты; речевые особенности: темп речи, интонация, способность к интер­претации, умение работать с инструментами.
  7. Время, затраченное на этот этап.

VI. Вводный инструктаж на выполнение практического задания

  1. Технологичность инструктажа (следование логике при объяснении действий, показе приемов и операций).
  2. Наглядность инструктажа (практический показ приемов и операций, использование средств наглядности и технической документации).
  3. Время, затраченное на этот этап.

VII. Текущий инструктаж и проверка в процессе практической деятельности степени понимания учащимися нового материала

  1. Как организована практическая работа: действия учителя в начале работы учащихся; степень их исполнительности; соблюдение технологической дисциплины; организация рабочих мест; основные затруднения в работе.
  2. Организация контроля за практической работой учащих­ся и их самоконтроля; степень охвата текущим инструктажем; характер индивидуальной работы учителя; определяется ли им степень понимания теории через труд.
  3. Обучение школьников самоконтролю (формы, способы,  проверка эффективности).
  4. Время, затраченное на этот этап.

VIII.Закрепление знаний и умений в процессе практической деятельности

  1. Как закрепляются знания: индивидуально, в процессе текущего инструктажа; группой при выявлении отдельных вопросов по ходу работы; акцентом на соблюдение в работе правил, норм, приемов и т. п.
  2. Развитие самостоятельности учащихся: создаются ли ситуации для самостоятельных решений в процессе работы; способы стимулирования творчества школьников.
  3. Элементы воспитания учащихся: в какой ситуации и на каком материале; формы и способы; степень эффектив­ности.
  4. Время, затраченное на этот этап.

IX. Окончание урока

  1. Проведена ли индивидуальная оценка качества выпол­нения изделия каждым учащимся; правильность применения ее критериев.
  2. Было ли сделано заключение по уроку: подведены общие итоги; дана общая оценка работе учащихся; учитель выразил свое отношение к положительным и отрицательным явлениям на уроке и т. п.
  3. Организация рабочих мест и мастерской: кто убирает, что убирается, чем; степень самоуправления; сложился ли порядок уборки; формы контроля.

X. Общие замечания по уроку и его оценка

  1. Достигнута ли цель урока.
  2. Верно ли выбраны и расположены его этапы.
  3. Обеспечены ли логические переходы от этапа к этапу.
  4. Целесообразность затраченного времени на каждый этап.
  5. Степень выполнения плана урока.
  6. Прочие замечания.

Несколько советов по использованию рекомендуемой схе­мы. Записи следует вести в сокращенном виде. Например, учитель начал проводить анализ ошибок, допущенных учащи­мися. Обозначается этот как «II», что означает — второй этап. Выбрал для анализа только типичные ошибки. Записыва­ем: «1 — типичные». Сделан хороший образец изделия, и все ошибки наглядно демонстрируются на нем. Запись: «2 — об­разец». На весь этап затрачено 7 мин. Пишем «3 7». В целом анализ II этапа данного урока будет в записи вы­глядеть так: «11.1 — типичные; 2 — образец; 3 — 7».

Расшифруем следующую запись: «111.1 — вопросы, догад­ка; 2 — со школьниками; 3 — да, привлекались учащиеся, 4 — 8. «Выявляя причины ошибок, учитель задавал учащимся вопросы, побуждая их к размышлениям и догадкам, привле­кая школьников к определению последствий ошибок, к выбору оптимальных способов их исправления. На этот этап работы было затрачено 8 мин».

Предлагаемая схема облегчает как анализ отдельных эта­пов, так и урока в целом, помогает составить объективное представление об уровне мастерства того или иного учителя труда.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014