Совершенствовать обучение обслуживающему труду

Знакомство с первым опытом работы школ по новой программе обслуживающего труда показывает, что она реализуется в основном успешно. Однако учителя встречаются и с определенными трудностями, особен­но в осуществлении политехнической, воспитывающей и профориентационной направленности программы, привлечение учащихся к общественно полезному, про­изводительному труду.

Программа обслуживающего труда построена в логи­ке производственного процесса: школьники знакомятся с различными материалами, способами их обработки с помощью инструментов, приспособлений, машин, приемами организации рабочего места, характеристи­кой основных профессий сферы обслуживания.

Совершенствовать обучение обслуживающему труду

При формировании знаний о материалах следует обращать внимание на их многообразие (металлы, не­металлы, пищевые продукты), различные свойства и назначение, применение в народном хозяйстве. При изучении инструментов важно обращать внимание на то, что в их многообразии немало общего. Известный советский педагог-политехнист С. М. Шабалов реко­мендовал использовать в трудовом обучении ряд при­меров, показывающих, как одни и те же орудия и обра­боточные процессы применяются в самых различных отраслях промышленности. «Всем известен процесс ре­зания бумаги хотя бы канцелярскими ножницами. Всем известно, что ножницами режется картон, и легкая ткань, и сукно, и войлок, что картон-рубилка и бумаго­резательная машина — ножницы. Меньшему числу лю­дей известно, что ими же режутся в ряде случаев мате­риалы из пластических масс, кожа, листовой металл, даже древесина. Многие были бы удивлены, если бы увидели, что заготовки болванок металла в прокатных станах режутся ножницами, что громадные пластины стали, как ситец в белошвейной мастерской, покорны циклопических размеров ножницам. Ножницы нередко входят составной частью в рабочий инструмент штампо­вального пресса линотипа в типографии, не говоря уже о переплетной машинге и т. д. Словом, там, где есть по­требность в разрезании гибкого и пластичного материа­ла на части, там господствуют простые ножницы. Если же все многообразие ножниц, применяемых в различ­нейших отраслях промышленности, проанализировать по устройству, то окажется, что... они бесконечно могут варьироваться в размерах, в деталях конструктивного оформления, в характере движений частей, но это ниче­го не меняет в общих основах работы ножниц в разных условиях и над разными материалами».

Целесообразно познакомить школьников с классифи­кацией ножниц по номерам; с ножницами, которые слу­жат для выполнения ручных операций при раскрое раз­личных по толщине тканей, подрезке деталей, обрезке ниток в процессе индивидуального пошива, с самораск- рывающимися ножницами, крючкообразным ножом с кольцом — приспособлением, надевающимся на палец и позволяющим сократить время на выполнение опера­ции резания.

В процессе обучения ученицы сталкиваются с раз­личными технологическими процессами. Принцип по­литехнизма предполагает их сравнительное изучение. Например, ручные операции при индивидуальном по­шиве изделий следует сравнить с машинными при мас­совом их изготовлении. Втачивание рукавов в пройму при индивидуальном пошиве производится после пред­варительного вметывания, которое выполняется вруч­ную. Это обусловливается тем, что в работе на обыч­ной универсальной машине без предварительного вметывания нельзя обеспечить правильной посадки ру­кава. При массовом же пошиве пользуются машиной 203 класса ПМЗ, в производственном варианте кото­рой имеются механизмы, позволяющие регулировать посадку рукава в процессе втачивания. В результате этого удается совместить выполнение двух операций и повысить производительность труда в несколько раз. Так же можно проанализировать и процесс раскроя ткани.

При изучении швейной машины учащиеся должны осознать, что кроме нее существует множество других машин, связанных с обработкой различных материа­лов. Несмотря на разнообразие машин, у них есть мно­го общего. Все они имеют двигатель (мускульный или электрический), передаточный и исполнительный (ра­бочий) механизмы, остов (станина, рама) и управляю­щее устройство (руль, кнопка). Политехнический прин­цип обучения предполагает ознакомление школьников с производством, сближающим труд различных про­фессий, обучение навыкам переноса полученных в шко­ле знаний и умений на труд в народном хозяйстве.

Одним из действенных средств повышения эффек­тивности трудового обучения является его тесная связь с основами наук. Программа обслуживающего труда открывает большие возможности для иллюстрации ря­да физических, математических, законов. Так, в про­цессе работы швейной машины происходит преобразо­вание вращательного движения в возвратно-поступа­тельное. Приводя машину в движение, швея заставляет вращаться маховое колесо, которое в свою очередь че­рез специальное устройство сообщает возвратно-посту­пательное движение игле.

Особое внимание с точки зрения связи уроков труда с физикой уделяется различным видам передачи вра­щения в швейных машинах. При работе на машине с ручным приводом используется зубчатая передача, по­вышающая число оборотов махового колеса по сравне­нию с числом оборотов ручки. Обучая работе на ма­шине с ножным приводом, важно обратить внимание учащихся на принцип действия ременной передачи и кривошипно-шатунного механизма педали. Здесь воз­вратно-поступательное движение преобразуется во вращательное. При этом удается получить повышен­ную скорость вращения, что достигается определенным передаточным отношением ременной передачи (связь с математикой): нижнее большое колесо вращается медленно, верхнее меньшее (маховое) — быстро.

Принцип фрикционной передачи можно показать на примере моталки. В ее работе особо используется сила трения. Изучая правила ухода за машиной, поясняют роль смазки, необходимой не для увеличения (как в предыдущем случае), а для снижения силы трения частей машины.

Электротехнические сведения не уроках обслужи­вающего труда даются и в связи с материалом раздела физики «Электрические явления» (источники электри­ческого тока, последовательное и параллельное соеди­нение проводников, устройство арматуры, принцип ра­боты нагревательных приборов). Подобные связи необ­ходимо устанавливать и с другими учебными пред­метами (биологией, химией, черчением, рисованием и т. д.).

Развивающая направленность обучения обеспечива­ется различными видами самостоятельной работы уча­щихся. Это решение задач, выполнение упражнений, наблюдения и выводы из них, лабораторно-практиче­ские работы, составление плана и выполнение трудовых заданий. По дидактическим целям самостоятельные работы делятся на подготовительные (направленные на усвоение новых знаний), тренировочные (для форми­рования новых умений), обобщающе-повторительные (для закрепления пройденного материала).

По формам выполнения самостоятельные работы делятся на индивидуальные и коллективные. Первые учитывают индивидуальные особенности и возможно­сти учащихся, доступный им темп работы. Целью их яв­ляется ликвидация пробелов в знаниях школьников, максимальное их продвижение в овладении знаниями и умениями. Для этого с успехом служит прием запол­нения индивидуальных карточек-заданий разной труд­ности. Ниже приводятся примеры таких заданий: № 1 — для сильных и № 2 — для слабых учениц (см. карточку-задание).

Карточка-задание по машиноведению № 1
  1. Чем различаются фрикционные передачи движе­ния в швейной машине и на каком физическом явле­нии они основаны?
  2. Приведите примеры механизмов преобразования движения в швейной и других машинах.
  3. Что общего и в чем различие рабочих органов раз­личных машин?
Карточка-задание по машиноведению № 2
  1. Назовите фрикционные передачи движения в швейной машине.
  2. Какие механизмы преобразования движения швейной машины вы знаете?
  3. Назовите рабочие органы различных машин.

При коллективной форме работы перед всем клас­сом ставится общая познавательная задача или пробле­ма. Этот метод обучения называется проблемным и заключается в постановке задач учебно-познавательно­го характера. При их решении от учащихся требуется достаточное напряжение умственных сил.

Проблемным методом может быть изложен новый материал. Например, при изучении нагревательных приборов учитель предлагает школьницам учебно­познавательную задачу: «Каков принцип действия на­гревательных приборов?» По аналогии с принципом действия лампы накаливания, изученной в V классе, уча­щиеся отмечают, что при протекании тока через эти приборы выделяется тепло, т. е. и в том и другом случае электрическая энергия превращается в тепло­вую. Лампа и нагревательные приборы в качестве рабочего элемента имеют проволочную спираль, ко­торая нагревается при прохождении по ней электри­ческого тока. Говоря о различии в их работе, школьницы обращают внимание на то, что лам­па имеет небольшую спираль, которая нагревается до очень высокой температуры (+3000°) и поэтому светится, а в нагревательных приборах спираль значительно длиннее и толще, поэтому свечения мень­ше, а тепла выделяется много больше.

При решении задач таким методом от учащихся тре­буется самостоятельная работа по добыванию новых знаний, изучению фактов, явлений. Им приходится ак­тивно мыслить, высказывать свои суждения, делать вы­воды. При этом неизменно возникает и поддержива­ется устойчивое внимание, достигается прочность ус­воения и осознанность восприятия нового материала.

Закрепление изученного материала проблемным методом производится при обобщающе-повторительных самостоятельных работах школьников. Учитель задает им вопросы таким образом, чтобы они воспроизводили учебный материал не в той последователь­ности, в какой он его давал, а по-своему, как понимают сами. Вопросы предлагаются с точки зрения сравне­ния факторов, явлений, операций, анализа и обобще­ния изученного, его конкретизации.

Проблемный метод может использоваться и при опросе учащихся как решение учебно-познавательных задач, требующих не только воспроизведения изучен­ного, но и установления ассоциаций, рецензирования ответов товарищей. Здесь удобно использовать прием взаимоопроса, когда сами учащиеся выступают в роли учителя и ученика. Школьница в роли учителя составля­ет вопросы и задает их, ученица отвечает. Учитель сле­дит за логикой построения вопросов, а также за пра­вильностью ответов. Затем девочки меняются ролями. Оцениваются знания как отвечающей, так и задающей вопросы.

Развитие творчества



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

Развитие творчества — высшая форма самостоятель­ной деятельности учащихся. В условиях трудового обу­чения наиболее полно оно проявляется при конструи­ровании, моделировании и оформлении объектов тру­да. Так, перед построением чертежа выкройки учитель знакомит учениц с самым простым по конструкции фартуком, но вместе с тем говорит о возможных его вариантах (хозяйственный, рабочий, нарядный, школь­ный). При моделировании ставится задача экономии материала. Девочки определяют, на какой фартук тре­буется больше ткани: отрезной по линии талии или цельнокроеный. Затем они выполняют эскизы моделей фартука, готовят макет из бумаги. Учитель анализирует работы учениц с точки зрения оригинальности замыс­ла, экономии материала, соблюдения пропорции и формы деталей, качества выполнения.

Использование инструкционных карт в процессе обу­чения также способствует развитию самостоятельности учащихся. Письменные инструкции активизируют мыс­лительную деятельность учащихся, повышают их ини­циативу, позволяют учитывать их индивидуальные воз­можности, более рационально использовать учебное время. Инструкционной картой ученица может пользо­ваться по мере необходимости. Своевременный само­контроль при помощи письменной документации помо­гает избежать ошибок, способствует успешному овла­дению новыми знаниями. Наибольшую ценность имеют такие инструкционные карты, в которых содержатся три составные части:   технологическая (самостоятельная практическая работа), информационная (получение не­обходимых для выполнения задания знаний) и аналити­ческая (умственная деятельность). Приучать детей к ра­боте с применением инструкционных карт нужно на­чиная с V класса. В VI—VII классах эффективнее про­ходит обучение по картам с неполными данными. В VIII классе можно предложить ученицам самостоя­тельно составить технологическую карту на изготовле­ние, например, плечевого изделия с воротником, рука­вами и манжетами. При этом осуществляется связь с пройденным материалом (пошив плечевого изделия без воротника и рукава), развивается творческое на­чало. Повышению эффективности обучения способст­вует широкое использование наглядных пособий и тех­нических средств. Они весьма разнообразны по своему назначению, содержанию, методам и приемам приме­нения. Это модели, макеты, рисунки, таблицы, схемы, диаграммы и др., используемые при объяснении нового материала, его повторении и закреплении, а также при проверке знаний учащихся и во внеклассной работе. К сожалению, в продажу поступает недостаточно на­глядных пособий, и учителям приходится нередко де­лать их своими силами. В этой связи надо пояснить, что наглядные пособия должны соответствовать содер­жанию программы, методам и приемам обучения, воз­растным собенностям школьниц, а также удовлетворять научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим и техническим требованиям.

Большим подспорьем в трудовом обучении являются презентации и кинофильмы. Применять их надо по общему плану занятия, добиваясь глубокого ос­мысления учащимися просмотренного материала пу­тем анализа, сравнения, обобщения. Можно предло­жить для этого устные и письменные ответы на вопро­сы, составление таблиц, зарисовки и др. Все эти зада­ния учитель планирует заранее.

В центре внимания учителя должна постоянно нахо­диться воспитывающая направленность трудового обу­чения. Речь идет о воспитании у учащихся сознания то­го, что труд на благо общества — священная обязан­ность каждого человека, что всякий общест­венно полезный труд, как физический, так и умствен­ный, уважаем и почетен, что все должны относиться к труду добросовестно, с высоким сознанием граждан­ского долга, заботиться о сохранении и умножении об­щественного достояния, проявляя коллективизм и това­рищескую взаимопомощь в работе, используя свои творческие возможности, опыт новаторов и передови­ков производства. Каким же образом формировать у учащихся добросовестное отношение к труду?

Надо последовательно и настойчиво вырабатывать у них качества, присущие труженику социалистического производства: культуру труда, коллективизм и обще­трудовую активность. Культура труда включает зание и умение планировать свою работу, соблюдение техно­логической дисциплины, правильное выполнение прие­мов, связанных с обработкой материалов и отделкой изделий, умелое пользование инструментами, приспо­соблениями, машинами, использование в работе тех­нологической документации (инструкционных карт, технологических схем, таблиц и др.), экономное расхо­дование материалов и рабочего времени, навыки конт­роля своих действий, соблюдение правил санитарии и безопасности труда.

В воспитательной работе с учащимися учитель дол­жен использовать различные педагогические средства. Одним из наиболее эффективных, как известно, являет­ся поощрение — выделение наиболее добросовестных, старательных, умелых, устное одобрение их труда, письменная благодарность, награждение бригады вым­пелом, присуждение звания «мастер — золотые руки» и т. п. Большую роль играют также умело организуемое трудовое соревнование, выделение ответственных за отдельные участки работы, привлечение учащихся к ее планированию, организации и др. Воспитательная ра­бота должна осуществляться не только в процессе школьных занятий, но и во внеурочное время: в круж­ках по интересам, на олимпиадах, праздниках труда и т. д. При этом основное внимание учителя должно быть направлено на формирование общественно зна­чимых мотивов участия школьников в общественно по­лезном труде.

Профориентационная направленность



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

Профориентационная направленность трудового обучения, обслуживающего труда предусматривает ознакомление учащихся с массовыми профессиями легкой промышленности, сферы обслуживания, разви­тие технического творчества, воспитание уважения к рабочему человеку, оказание помощи в правильном профессиональном самоопределении.

Перечень работ, предусмотренных программой об­служивающего труда для V—VIII классов, позволяет в ходе учебных занятий познакомить школьников с объектами труда различных отраслей производств: пищевого, текстильного и швейного, а также с функция­ми, выполняемыми работниками, которые в них заняты. При этом главное состоит в том, чтобы учащиеся поняли сущность труда, выполняемого работником той или иной профессии,узнали, какими знаниями и умениями он должен обладать для повышения качества и произ­водительности труда. Этому способствует ознакомле­ние с профессиями в логике изучения учебного мате­риала: раскрытие перспективы развития той отрасли, к которой относится изучаемая профессия, соответствие профессиональной информации практической деятель­ности на уроке, сравнение выполняемой учащимися ра­боты с трудом рабочего соответствующей профессии (нахождение общего, различий), показ успехов пере­довиков производства, проведение экскурсий на про­
изводство, использование технических средств обу­чения, специальной и художественной литературы.

Важным фактором формирования устойчивых про­фессиональных интересов является производительный труд учащихся. Этому с успехом также служат занятия в кружках, на факультативах, праздники труда, конкур­сы профессионального мастерства, праздники трудовой славы, олимпиады, выставки творческих работ учащих­ся, сообщения о профессиях и др. Сообщение, напри­мер, можно подготовить по следующему плану: место и значение профессии в народном хозяйстве, потреб­ность в работниках этой профессии на примере своего района, содержание труда, применение в нем техники, связь с другими профессиями, требования, которые предъявляет описываемая профессия к человеку, как она влияет на духовное и физическое развитие челове­ка, где и как можно ею овладеть.

Подготовку к сознательному выбору профессии нуж­но начинать с первых лет обучения, проводить ее диф­ференцированно в соответствии с возрастными особен­ностями учащихся.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014