Соединение деталей из древесины

На занятиях в учебных мастерских школьники изготовляют различные общественно полезные изделия. При этом они практически осваивают технологичес­кие приемы обработки типовых деталей из древесины и металла в форме прямоугольников, цилиндров и их сочетаний.

Большинство выполняемых изделий состоит из не­скольких деталей, определенным образом соединен­ных между собой. Наиболее простым и доступным является соединение деталей из древесины гвоздя­ми. На рисунке 1 показан один из распрост­раненных объектов труда — ящик, боковые стенки которого, перегородка и дно соединены между со­бой гвоздями.

При всей простоте соединения прочность тако­го ящика, к сожалению, невелика. Большую проч­ность, а следовательно, и увеличение срока эк­сплуатации в условиях школьных лабораторий и ка­бинетов придает этому изделию шиповое соедине­ние, некоторые разновидности которого показаны на этой же странице обложки. Выбор оптимального спо­соба соединения деталей зависит от многих факторов: функционального назначения изделия, имеющихся в распоряжении мастера инструментов и материалов, его информированности.

На первых порах обучения учитель задает уче­никам вид соединения изготовляемых деталей в виде инструкции, карточки-задания или во вводном ин­структаже. Только когда появится уверенность в том, что школьники освоили распространенные виды сое­динений, знают их достоинства и недостатки, умеют четко обосновать целесообразность выбора того или иного способа в данных условиях, можно поручать это делать им самим, используя приведенные на цветной вкладке журнала варианты соединений.

Опыт показывает, что наиболее распространенны­ми в условиях учебных мастерских способами сое­динения заготовок из древесины являются угловые (концевые, серединные и ящичные) и по длине (в торец друг к другу). Соединения по кромкам, используемые при сплачивании досок, применяются довольно редко.

Соединение деталей из древесиныРисунок 1

Отдельные виды угловых соединений представлены на рисунке 1 и 2. На первом — простые, широко используемые на уроках труда в 5—8 классах, на втором — более сложные соединения типа «ласточкин хвост», довольно часто предлагаемые участникам областных и республикан­ских олимпиад по труду.

Соединение деталей из древесины 2Рисунок 2

Связывающими элементами угловых соединений яв­ляются, как правило, шип и гнездо. При этом раз­меры и форма их должны точно соответствовать друг другу для обеспечения более прочного соедине­ния. Объясняя школьникам преимущества и не­достатки шиповых соединений, надо подчеркнуть, что прочность их зависит от площади склеивания и точ­ности подгонки элементов. Чем плотнее соединение, тем меньше слой клея между шипом и проуши­ной, а следовательно, прочнее данный узел. Толстый слой клея снижает прочность соединения, потому что при высыхании в нем появляются трещины, а при увлажнении он разбухает.

На рисунке 1 показаны образцы угло­вых концевых соединений (на открытый сквозной шип 4 и 8, вполдерева 3) и угловых серединных (на не­сквозной паз 1, паз и гребень 2, сквозной одинар­ный 6 и двойной шип 5).

Для угловых соединений реек в различных моде­лях (смотри рисунок 3) широко при­меняются металлические уголки 8 и 18, косынки 9 и 17, накладки 11, скобы 16.

Соединение деталей из древесины

К соединениям деталей из древесины по длине при­ходится прибегать в случае отсутствия необходимых заготовок. Распространенные виды таких соединений показаны на рисунке 4. К ним относят­ся соединения накладкой вполдерева 3, на «ус» 10, зубчатое 2, комбинированное 8. Нетрудно заметить, что здесь широко применены соединительные элемен­ты из металла: разнообразные скобы 1, 5 и 12, пла­стины 6 и 7, болты 4, проволока 11. Это объясняет­ся в первую очередь тем, что, обеспечивая до­статочную прочность, подобные конструктивные эле­менты позволяют при необходимости легко разобрать соединение.

Соединение деталей из древесины 4Рисунок 4

Особое место при изготовлении моделей занимают подвижные соединения (смотри рисунок 3). Распространенным элементом таких соединений явля­ются различные по конструкции подшипники 1—7. При их изготовлении важно добиваться возможно более точного соответствия диаметра подшипника размеру вала. Здесь показаны три способа жесткого соеди­нения вала с колесом — двумя гайками 15, на­паянным ободом и гвоздями 14, загибанием самого вала 13.

Знакомя школьников со способами соединения де­талей, целесообразно всякий раз показывать их разно­образие. Так, например, приступая к разработке чертежей вешалки для полотенец (смотри рисунок 5) учитель демонстрирует различные способы соединения кронштейна и основания с помощью двух шарнирных петель 1, скобы 2, двух уголков 3, двух скоб 4, двух уголков на стоках 5, двух стоек с клиньями 7. Более того, с целью активизации творческих способностей школьников левый ряд соеди­нений 1—4 вначале следует закрыть листом плотного картона и предложить самостоятельно разработать возможные способы соединений.

Соединение деталей из древесины 3Рисунок 5

Можно рекомендовать учителю либо увеличить от­носящиеся к статье иллюстрации для вывешивания на доске, либо размножить их как дидактический материал для индивидуального пользования. Же­лательно также организовать силами учащихся из­готовление натуральных образцов соединений, кото­рые помещаются на специальном стенде в мастер­ской.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014