Сборный плакат из электростатических аппликаций

Самодельный сборно-разборный плакат, о котором пойдет речь в этой статье, можно с успехом использовать как средство активизации изучения учащимися технических устройств. Он состоит из набора рисованных аппликаций, которые крепятся в вертикальной плоскости электростати­ческим или магнитным способом.

Полиэтилентерефталатовая пленка (лавсан), на которой рисуются аппликации, продается в виде наборов для уроков труда. Детали будущего плаката сначала выполняют на бумаге карандашом. Затем на изображение накладывают кусок пленки и тонкой кистью переносят на нее рисунок, после чего его раскрашивают в нужный цвет. Масляные краски и нитроэмаль на лавсане держатся плохо, поэтому реко­мендуется применять алкидную эмаль. Обычно используют белую эмаль, которой с помощью масляной краски или порошковых красителей придают нужный цвет. Готовые ри­сунки деталей вырезают по контуру и складывают в папку или специально изготовленный альбом с названием плаката.

Электризация изображений производится с помощью источника постоянного тока высокого напряжения. В каждой школе есть электрофорная машина или высоковольтный преобразователь «Разряд-1». Постоянный ток напряжением 12 В снимается с селенового выпрямителя (типа ВС-24М). Подключение его показано на рисунке.

sbornyj-plakat-iz-elektrostaticheskix-applikacij

Электризующий конденсатор можно изготовить из двух листов луженой жести 1, к которым припаяны два проводника, подключенные к высоковольтному выходу преобразователя 4. Между листами жести помещается изолятор — листовая пластмасса или сухая фанера 2, предотвращающие их замыкание. Площадь фанеры должна быть больше площади листа жести, чтобы не произошло замыкания обкладок.

На фанеру кладутся детали конструктора: лист бумаги с выложенными на нем аппликациями (изображениями де­талей) 3. Нажатием кнопки 5 включается высокое напряжение (до 25 кВ). Электризация длится 20—30 с. О том, что она идет нормально, свидетельствует притягивание листа жести к фанере и легкое потрескивание. Иногда происходит пробой изолятора (фанеры), но это не снижает качества электри­зации. Более подробно о физической сущности явления электризации пленок можно прочитать в статье В. П. Пусто-войтова и А. В. Зайцева «Об изготовлении кодопозитивов и электретных аппликаций» (Математика в школе. 1975. № 3). При электризации необходимо соблюдать правила техники безопасности: не касаться листов жести, проводов и клемм, находящихся под высоким напряжением. По ее окончании необходимо замкнуть листы жести для снятия электрического разряда высокого напряжения. Школьников к этой установке допускать нельзя.

Прошедшие электризацию аппликации держатся на любой вертикальной плоскости в течение длительного времени (от нескольких дней до месяцев). Во время демонстрации они могут накладываться в несколько слоев; что выгодно отличает их от аппликаций с магнитными держателями. Это позволяет «разбирать» механизм, изучая его внутреннее устройство. При перевертывании «детали» можно увидеть ее противополож­ную сторону. Сборка узлов и механизмов из отдельных деталей-аппликаций делает возможными поиск, конструиро­вание, изучение невидимых на обычном плакате деталей и их взаимодействия. Все это позволяет выделить основное в изу­чении механизма.

Аппликативный же плакат обладает большими достоинст­вами по сравнению с другими техническими средствами наглядности: позволяет осуществить соединение деталей в конструкцию; предоставляет возможность перемещения де­талей в вертикальной плоскости. Перемещение апплика-тивных элементов конструктора в одной плоскости создает иллюзию движения детали в трехмерном пространстве; не нужны корпуса и крепежные детали, без которых не обойтись работая с натурными объектами и макетами. Заметим также, что относительно свободное расположение деталей (нет жесткой связи) создает некоторую неопределенность, стимулирующую конструкторский поиск, развитие абстракт­ного мышления.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014