Ручная вышивка

Вышивка — древнейший вид украшения швейных изделий. Распространение ручной вышивки в прошлом объясняется тем, что по обычаю все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и отдавать ему все свободное время. Немалое значение имело и то, что для выполнения вышивки требовались несложные и недорогие приспособления. Ткани, нитки, пяльцы, иглы имелись в каждой кресть­янской семье. Все зависело от умения женщин вышивать и знания местных особенностей оформления праздничных и будничных предметов быта.

Закрепление рабочей ниткиРисунок 1. Закрепление рабочей нитки.

В течение нескольких столетий у русского народа вырабатывались определенные приемы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Для нее в равной мере характерно применение различных видов орнамента. Трактовка же мотивов во многом зависела от технических приемов выполнения вышивки, которыми в совершенстве владели народные мастерицы.

Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, увеличить или уменьшить рисунок, перенести его на ткань.

После этого можно начать вышивать. Для того чтобы обратная сторона вышитого узора выглядела аккуратно, необходимо научить школьниц закреплять рабочую нитку в процессе выполнения узора. При вышивке не рекомендуется делать узлов, портящих внешний вид изделия. Для закрепления рабочей нитки на ткани без узла существует несколько способов.

  • Первый способ: в том месте, где начинается выполнение вышивки, делают два-три туго затянутых стежка, которые в дальнейшем будут перекрыты поверхностными стежками узора (рис. 1, а);
  • Второй способ: первый стежок делают таким образом, чтобы на поверхности остался кончик рабочей нитки, который прошивают вторым стежком и закрывают при дальнейшей вышивке (рис. 1, б);
  • Третий способ: рабочую нитку, сложенную пополам, продевают в ушко иголки петлей. Прокалывая ткань, иглу пропускают в образовавшуюся петлю и туго ее затягивают (рис. 1, в);
  • Четвертый способ: при окончании вышивки рабочую нитку мелкими стежками пропускают под настил готовых мотивов и конец аккуратно подрезают (рис. 1, г).

Швы, выполняемые по рисованному контуру



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

Рисунок переводится на ткань с точным рас­пределением того, каким швом каждый мотив будет выполнен.

Тамбурный шовРисунок 2. Тамбурный шов: а) 1-й способ выполнения; б) 2-й способ выполнения

Шов цепочкой, или тамбурный, представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой. Этот шов можно выполнять по рисованному контуру и по счету нитей ткани двумя способами.

1-й способ. Иглу выводят на лицевую сторону работы в точке 1 (рис. 2, а). Положив нитку петлей, придерживают ее большим пальцем левой руки; вкалывают иглу с лица на изнанку в тот же прокол и направляют по изнанке на расстоянии трех-четырех нитей от прокола; выкалывают иглу в петлю, прошивают и затягивают. Получается петля с ниткой посередине. Для выполнения второй петли иглу вводят в точку 2, откуда вышла рабочая нитка, а выкалывают на линии рисунка, стараясь делать петли одного размера и равномерно их затягивать. Можно петли закреплять с перерывом. Тогда они получаются вприкреп. Так вышивают листики, цветки.

2-й способ. Сначала делают два стежка 1—2 и 2—3 (рис. 2, б) швом вперед иголку — один на лицевой стороне вышивки, другой на изнанке. Размер стежков соответствует размеру будущих петель. Иглу с рабочей ниткой выводят на лицевую сторону из точки 3, поддевают под первый стежок и выводят иглу с лицевой стороны на изнанку в тот же прокол. Рабочую нитку подтягивают до тех пор, пока не образуется первая круговая петля, затем иглу направляют по изнанке в точку 4 и делают прямой стежок, а на левой стороне поддевают под первую петлю и т. д.

Если этот шов делается по рисованному контуру, то надо постоянно следить, чтобы стежки на изнанке были одного размера, тогда и на лицевой стороне петли будут ровными.

Двойной тамбурный шов

Этот шов очень рельефный. Вышивают его как по нарисованному контуру, так и по счету нитей крученой шелковой ниткой, сложенной вдвое.

Двойной тамбурный шовРисунок 3. Двойной тамбурный шов: а) лицевая сторона; б) изнанка.

Нитку вдевают в толстую иглу с удлиненным ушком (штопальную) и закрепляют петлей. Начиная выполнять шов, делают два стежка швом вперед иголку — один на лицевой стороне вышивки, другой на изнанке (так же как при выполнении простого тамбурного шва). Выполнив первую замкнутую петлю, на изнанке делают небольшой стежок, и нитка выходит на лицевую сторону (вторая замкнутая петля). Для выполнения второй большой петли таким же образом поддевают иглу под первый прямой стежок и замыкают круг (рис. 3, а). Получается удлиненная петля с петелькой посередине.

Продолжая работу, поддевают те петли, которые лежат в середине петельки. Таким образом, получается одна удлиненная тамбурная петля, заходящая наполовину в другую петлю. На изнанке же будет непрерывная линия из прямых стежков (рис. 3, б).

Последнюю петлю затягивают в тот момент, когда игла находится под стежками, потом про­таскивают рабочую нитку и заканчивают петлю, прокалывая иглой с лицевой стороны на изнанку.

Стебельчатый шов

Называется так потому, что им обычно вышивают стебли цветков. Часто стебельчатый шов применяют при выполнении контурных узоров. Выполняют его слева направо. Рабочую нитку закрепляют в точке 1 (рис. 4, а). Иглой отсчитывают, например, восемь нитей ткани, вводят иглу в ткань (в точке 2), на иглу набирают половину нитей (т. е. четыре) и прошивают, выкалывая иглу в точке 3. Получается первый длинный стежок на лицевой стороне и короткий на изнанке.

Стебельчатый шовРисунок 4. Стебельчатый шов: а) лицевая сторона; б) изнанка.

Второй стежок должен быть равным первому. Для этого набирают на иглу четыре нити и прошивают на изнанке. Движение иглы показано стрелками — справа налево. Стежки должны быть одного размера. Каждый следующий стежок выкалывают посередине предыдущего, с одной стороны шва. На изнанке (рис. 4, б) получается непрерывная линия из маленьких стежков, напоминающих шов строчку.

Счетные швы



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

Счетные швы по ткани, выполняемые по счету тканевых нитей, бывают односторонние и дву­сторонние. В счетной вышивке рисунок на ткань не переводят, а намечают лишь месторасположе­ние и его размер крупными стежками цветной ниткой.

Набор

Набор (брань) — двустороннее скорое шитье, которое по фактуре напоминает узорное (бранное) ткачество. Набором выполняют узор, состоящий из полос, клеток, ромбов и других мелких геометрических фигур. При этом игла идет вдоль нити ткани, от одного конца узора до другого, переходя по счету нитей ткани то на лицевую сторону, то на изнанку — швом вперед иголку. На изнанке узор получается обратный тому, который образуется на лицевой стороне. Расстояние между рядами — одна нить ткани (рис. 5, а, б).

БранкиРисунок 5. Бранки: а) лицевая сторона; б) изнанка.

Набор выполняют в вертикальном и гори­зонтальном направлениях. Иногда в одном узоре сочетают мотивы, выполненные по горизонтали и по вертикали. По технике шитья набор можно разделить на три группы: набор двусторонний; набор сплошного заполнения, набор внутри очерченного контура.

Роспись

Роспись применяется для обводки контура узо­ров (рис. 6). Это двусторонняя вышивка, которая состоит из тонких линий, создающих на лицевой стороне и на изнанке одинаковый узор. Шов роспись или полукрест выполняется в два приема. Сначала на лицевой стороне вышивки делают диагональные стежки 1—2, 3—4 и т. д. На изнанке получаются такие же по величине стежки 2—3, 4—5 и т. д., но с накло­ном в другую сторону. Затем обратным движе­нием заполняют промежутки между лицевыми стежками. Кроме диагональных в этом шве могут быть горизонтальные и вертикальные стежки.

РосписьРисунок 6. Роспись: диагональные, вертикальные и горизонтальные стежки.

Вышивка крестом



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

Двусторонний крест.

Этот шов выполняют в четыре приема. Сначала делают диагональные стежки, как в росписи — в одну сторону, затем в другую (рис. 7, а, б). После этого выполняют крестик через один стежок (рис. 7, в) и обратным ходом выполняют пропущенные кре­стики (рис. 7, г). Образуется полоска крестиков на лицевой и изнаночной сторонах. Такой крестик выполняют на изделиях, которые исполь­зуют как с лицевой стороны, так и с изнанки (например, полотенце, занавески и др.).

Двусторонний крестРисунок 7. Двусторонний крест: этапы выполнения.

Односторонний крест

При вышивании одно­сторонним крестом (рис. 8, а) верхние стежки делают в одном направлении. Отсчитывая но три-четыре нити по длине и ширине ткани, стежки делают наклонно слева направо, равно­мерно натягивая нитку; затем стежки делают в обратном направлении. От пересечения диаго­нальных стежков получается крестик. На из­нанке же образуются небольшие стежки, иду­щие в одном направлении (рис. 8, б).

Односторонний крестРисунок 8. Односторонний крест: а) лицевая сторона; б) изнанка.

Орловский спис

Уникальная техника вышивки орловский спис относится к южнорусской. Она была известна мастерицам многих тамошних мест, но чаще всего встречалась на Орловщине.

Спис можно увидеть на работах мастериц XIX в. Это рушники с традиционными птицами-павами, древами жизни, орлами, растениями; свадебные женские костюмы, мужские и детские рубахи; столешники, шторы. Вышивальщицы, как правило, не имели рисованных узоров, а «списывали» их с разрисованных морозом окон.

Орловский спис отличается необыкновенной сочностью и насыщенностью цветов. Орнамент состоит из причудливых пышных цветов и уд­линенных изрезанных листьев на гибких стеблях, очерченных подвижным тамбурным или стебель­чатым швом. Каждая деталь орнамента заполнена мельчайшими узорными бранками. Они образуют четко повторяющиеся геометрические формы (ромб или квадрат). Основным, ведущим цветом является красный. Иногда в красный цвет бранок вводили синий, зеленый, желтый, оранжевый цвета, повышая выразительность узора. Различные бранки носят народные названия: «Вороний глазок», «Сосны», «Штоф», «Сосна с дробнушкой», «Ребро с дробнушкой» и др. (рис. 9).

Орловский списРисунок 9. Орловский спис.

В этой вышивке органично сочетаются две техники: счетные швы по ткани (набор, роспись) и швы, выполняемые по рисовке (стебельчатый, тамбурный). Внутреннее заполнение очерченного контура придумывают по ходу вышивки.

Вышивка гладью

Счетная гладь — это двусторонняя вышивка. Ее выполняют по счету нитей ткани мягкими нитками мулине. В счетной глади стежки лежат плотно друг к другу на расстоянии одной нити ткани. При выполнении узора счетной гладью рабочую нитку туго не натягивают, чтобы не стянуть нити ткани.

Существует много приемов выполнения этой вышивки. Гладью вышивают как цветными нитками, так и белыми: шелком, мулине, шерстью, лавсаном. Гладью выполняют в основном растительный орнамент по рисованному контуру.

Цветными нитками вышивают одностороннюю гладь: владимирский шов, гладь вприкреп, атласное шитье, гладь с вливанием тонов (теневая гладь). Белыми нитками вышивают русскую гладь, прорезную гладь, гладь с настилом и без настила.

Гладь без настила

Она может быть и белой и цветной. Выполняют стежками, положенными соответственно форме мотива. Например, в цветках —- от края к центру, а в листках — косыми стежками. Стебель вышивают стебельчатым швом.

Гладь вприкреп

Вышивают в основном на цветном фоне цветными нитками, укладывая стежки в любом направлении. Например, в цветках можно направлять стежки к центру, а в листках делать долевые, косые или поперечные (рис. 10).

Гладь вприкрепРисунок 10. Гладь вприкреп.

Форма в орнаменте может быть крупная, а стежки длинные. Чтобы длинный стежок не отставал от полотна, его прикрепляют рабочей ниткой в нескольких местах, делая прикреп на расстоянии 5—б мм. Для закрепления рабочей нитки иглу выводят с изнанки на лицевую сторону за ниточку от контура, чтобы в дальнейшем зашить нарисованную линию. Нитку натягивают на лицевой стороне от контура до контура и обратным ходом прикрепляют ее маленьким стежком. На изнанке образуется стежок с небольшим наклоном. Так повторяют несколько раз, пока рабочая нитка не вернется к месту начала вышивки. Рядом прокла­дывают вторую нитку и также, возвращаясь к месту, с которого начали, прикрепляют ее. Прикрепы не совпадают с первой ниткой.

Русская гладь

Вышивают на белом суровом или кремовом полотне белыми нитками мулине в два-три сложения. Направление стеж­ков должно быть одно по всему рисунку: горизонтальное или вертикальное (рис. 11, а). Контур рисунка предварительно не обшивают. Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны. Для этого делают небольшой стежок, игла ухо­дит на изнанку, а с изнанки ее выкалывают за одну нитку от контура (с внешней стороны рисунка). Форму цветка или листка заполняют швом вперед иголку по прямой нити полотна. Этот шов выполняют справа налево (один ряд), потом слева направо (другой ряд) и т. д., пока не заполнят весь листок или цветок. Стежки делают небольшими (3—5 мм) и разного разме­ра. Расстояние между ними оставляют в одну- две нити. Стежки одного ряда должны плотно прилегать к стежкам другого и перекрывать пропущенные нити предыдущего. Качество выпол­нения русской глади зависит от четкой линии контура. Все стежки лежат на лицевой стороне вышивки, а на изнанке остаются только малень­кие точечки-стежки (рис. 11, б).

Русская гладьРисунок 11. Русская гладь: а) лицевая сторона; б) изнанка.

Орнамент, выполненный русской гладью, укра­шают мелкой строчевой сеткой. Ажурную сетку обычно вышивают в середине крупных цветов. Для сетки выдергивают одну-две нити ткани, ос­тавляют две-три нити и обвивают, как в строче­вой сетке, по диагонали, чтобы край с подре­занными нитями не осыпался. Предварительно середину цветка обшивают тамбурным или стебельчатым швом. На сетку рисунок не наносят.

Владимирский шов

Владимирский шов, или верхошов (односторон­няя гладь). Выполняют его очень толстыми нитками мулине или шерстью. Основная нитка — красная с небольшим добавлением синей, зеле­ной, желтой. Стежки верхошва длинные, кладут их не плотно друг к другу, а на небольшом расстоянии (рис. 12).

Владимирский шовРисунок 12. Владимирский шов: а) лицевая сторона; б) изнанка.

Рисунок вышивают следующим образом. Лист­ки заполняют косыми стежками в двух направ­лениях от середины. Чтобы форма листка полу­чилась красивая, начинают вышивку с острого конца. Первый стежок делают длинным от кон­тура к центру. Сначала заполняют одну половину листка до конца, потом по свободной, незаши- той половине прошивают швом вперед иголку до острого угла. Отсюда начинают заполнять вторую половину листка. В цветках стежки глади укладывают по радиусу. Середину цветка украшают декоративными сетками, т. е. рабочую нитку натягивают от контура одной стороны до контура другой по горизонтали и по вертикали. Получается цветная клетка. Чтобы клетка не сдви­нулась, на пересечении ниток делают неболь­шие косые стежки в виде крестиков. Стебли цветков и все закругленные детали рисунка по контуру узким швом односторон­ней глади. По краю вышитых изделий делают кисточку.

Зигзагообразную линию, соединяющую верхние и нижние пучки кисточек, выполняют в два приема. Делая стежки попеременно то на лицевой стороне ткани, то на изнанке, доходят до кон­ца узора. При обратном ходе пропускают сте­жок на лицевой стороне и одновременно делают кисточку из трех стежков то вверху, то внизу. Б кисточке сначала выполняют средний прямой стежок, а затем крайние по диагонали.

Узоры владимирского шва служат для украше­ния декоративных изделий: подушек, скатертей, занавесей, дорожек, салфеток и др.

Художественную гладь с вливанием тонов

Вышивают без настила плоской двусторонней гладью цветными нитками или шелком. Этот шов применяют главным образом для вышива­ния растительного орнамента. Переведенный на материал рисунок обшивают по контуру швом вперед иголку. Если гладью заполняют большую площадь, то предварительно намечают границу цвета, а вышивку выполняют рядами, делая стежки от края формы к середине (рис. 13). Чтобы между рядами не было резкой границы, стежки предыдущего ряда делают разной длины. Между стежками получаются маленькие просве­ты, которые при выполнении второго ряда закры­вают нитками более темного цвета, благодаря чему тона постепенно переходят из одного в другой. Направление стежков последующего ряда должно быть таким, чтобы они казались продолжением предыдущего ряда.

Художественная гладь с вливанием тоновРисунок 13.Художественная гладь с вливанием тонов.

Белая гладь

Белая гладь включает ряд самостоятельных швов, объединенных одним названием. Наибо­лее эффектна эта вышивка на тонких тка­нях типа маркизета, кисеи, шифона, на которых создается контраст между прозрачным фоном и плотным орнаментом. Для вышивки приме­няют некрученые, очень мягкие, тонкие белые нитки.

Белую гладь выполняют в сочетании со шва­ми «узелки», «россыпь», стебельчатым, подклад­ным, ажурными разделками.

Этот шов выполняют в несколько приемов: контур рисунка, переведенный на ткань, проме­тывают частыми стежками вперед иголку. При обратном ходе иглу вкалывают в места оконча­ния предыдущих стежков так, чтобы рабочая нитка образовала одну сплошную линию.

Основой вышивки является гладь с настилом, образующая рельефный узор с ровной блестя­щей поверхностью. Направление стежков настила должно быть прямо противоположным стежкам лицевого слоя глади. Двойной или тройной слой настила дает возможность получить более рельеф­ный узор вышивки. Сверху полученного настила поперек рисунка укладывают ровные, плотно прилегающие друг к другу стежки основной глади, создающие гладкую выпуклую поверхность каждого мотива. Так выполняются небольшие фор­мы узора, например лепестки мелких цветков.

Для получения широкого контура узора на больших цветках и листьях применяется шов «ва­лик», который состоит из прямых вертикальных стежков по настилу.

Гладь с расколомРисунок 14. Гладь с расколом.

Стебли растений или прямые линии, ограни­чивающие узор, выполняются швом «шнуро­чек», который также вышивается по настилу из двух-трех нитей прямыми или косыми стеж­ками слева направо.

Гладь с расколом

Гладь с расколом выполняют так: контур обши­вают швом вперед иголку, затем делают настил, оставляя среднюю линию без настила (рис. 14). Часть формы лепестка обшивают гладьевыми стежками полностью, а дальше выполняют от­дельно одну половину лепестка, затем вторую. Иглу вкалывают в раскол с лица на изнанку.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014