Резчик по дереву

Резьба по дереву — одно из наиболее популярных ху­дожественных ремесел. Издревле люди украшали резьбой по дереву свои жилища, предметы труда и быта.

Чаще всего резчик по дереву работает за верстаком, устроенным так же, как и столярный, стоя или сидя, но в необходимых случаях резьба производится непосредственно на месте реставрации или установки будущего изделия.

rezchik-po-derevu

Для резьбы по дереву используют различные стамески. Прямые стамески в основном нужны для зачистки фона в рельефной резьбе. Стамески с прямым, скошенным под углом 60—70° в конечной части полотном называются ре­заками; их используют при неглубокой резьбе геометри­ческого орнамента. Полукруглые стамески делятся на от­логие, средние и крутые. Форма полукруглой стамески опре­деляется радиусом изгиба и шириной полотна по прямой ли­нии. У отлогих стамесок радиус изгиба полотна примерно вдвое больше его ширины, у средних — равен ширине, у крутых — вдвое меньше ее.

От правильного подбора стамесок зависит качество и быст­рота выполнения работы. Некоторые резчики, бережно со­бирающие инструмент, располагают несколькими сотнями самых разнообразных стамесок.

Многое в работе резчика зависит и от подбора мате­риала. Дерево очень разнообразно по своим свойствам. Возьмем кусок светлого, не имеющего заметной текстуры дерева. Проведем ногтем по его поверхности. Оно настолько мягкое, что на ней обозначится отчетливый след от ногтя. Это липа — пожалуй, наиболее часто используемое рез­чиками дерево. Древесина липы легко и чисто режется. Вы­полненные из нее произведения мало подвержены растре­скиванию и короблению. Желтовато-бурое дерево с круп­ной, ярко выраженной текстурой — это дуб. Древесина у него твердая, очень долговечная, приобретающая со вре­менем красивый темный тон. Клен имеет светлую, желто­вато-розовую плотную древесину. Работая с кленом, резчику приходится прикладывать значительные физические усилия, но зато этот материал передает тончайшие движения ин­струмента. Красное дерево (махагони) имеет ярко выражен­ный красноватый оттенок. Оно хорошо режется, но требует осторожности, так как при небрежной работе часть изобра­жения может отколоться. А другое, тоже чуть красноватое дерево — ольха. Она очень мягкая, хорошо режется, мало коробится. Ольху можно полировать и, окрасив, имитировать красное или черное дерево. Самый благодатный для рез­чика материал — орех. Он хорошо режется во всех на­правлениях, редко скалывается, передает самую тонкую резьбу.

Как же работает резчик? Например, приступая к выпол­нению растительного орнамента с высоким рельефом, мастер должен выбрать такую стамеску, выгиб которой соответ­ствовал бы кривизне той части узора, откуда он намере­вается начать работу. Поместив стамеску с внешней стороны, плотно у линии и держа ее с таким наклоном, чтобы она дала откос к внешней стороне, он, крепко нажимая рукой или уверенно ударяя по ручке стамески киянкой, проходит по контуру и при этом следит, чтобы лезвие не врезалось слишком глубоко в дерево. Когда контур сделан, резчик аккуратно срезает слой дерева со всего фона.

Затем обращаются к рельефу орнамента. Стамеску держат в правой руке, а пальцы левой руки кладут на ее лезвие на расстоянии 2—3 см от режущего конца и нажимают ими на поверхность стамески. При обыкновенных срезах просто проталкивают лезвие вперед, при изогнутых помимо поступательного движения производится еще и боковое. Эти три различных движения слагаются в одно и приме­няются одновременно; такое суммированное непрерывное движение и дает изогнутый срез.

Чтобы каждый срез был отчетлив, резчик аккуратно уда­ляет дерево, не оставляя задирин. Для достижения этого он следит за направлением волокон в том месте, где режет: продольное оно или поперечное. При резании вдоль волокон или несколько наискось всякое дерево режется лучше. Направление, в котором дерево режется более глад­ко, резчик определяет сразу, по результатам нескольких срезов. В конце работы он удаляет следы от инструмента.

Работа резчика требует высокой точности движений. Ему необходимо иметь хорошо сформированные двигательные навыки, координировать движения рук. Все это основа уве­ренной, мастерской работы.

Точное различение пространственного расположения эле­ментов резьбы, направления, ширины и длины линий, обра­батываемых в данный момент, определение пропорций вы­полняемых деталей, развитое образное мышление и хоро­ший эстетический вкус позволяют резчику воплощать худо­жественные представления в материале.

Формированию образа будущего изделия способствует вы­полнение его эскизов в глине или пластилине, набросков на бумаге. Многие резчики хорошо владеют рисунком и лепкой. Успехи в этих занятиях могут явиться одной из предпосылок выбора данной профессии.

При резьбе по дереву необходимо постоянно учитывать особенности материала и формы изделия. Поэтому резчику нужно уметь сосредоточиться. На выполнение произведений резьбы по дереву затрачивается много труда. Настойчивость и усидчивость, умение целиком отдаваться самому процессу резьбы и работать спокойно, без суеты также необходимы будущему резчику. Еще одной предпосылкой является спо­собность переносить довольно значительное физическое на­пряжение, которое может быть связано с выполнением ряда видов резьбы. Поэтому не следует рекомендовать выбор этой профессии людям с выраженными сердечно-сосуди­стыми заболеваниями.

Подготовка по этой и близким к ней профессиям ведет­ся в профессионально-технических училищах и может быть организована непосредственно в общеобразовательных шко­лах. Рекомендуется она преимущественно юношам.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014