Работы на защищенном грунте

В зимне-весенний период во многих школах учащиеся производят сельскохозяйственные работы на защищенном грунте. Это специальные помещения или земельные участки, используемые для выращивания овощей и декоратив­ных растений, а также их рассады. Преимущества защищенного грунта в теплице по сравнению с открытым на учебно-опытном участке в том, что здесь все виды работ можно проводить на протяжении целого учебного года строго по расписанию, вне зависимости от погодных условий.

Защищенный грунт подразделяют на:

  • теплицы;
  • парники;
  • утепленный грунт.

Наиболее совершенный вид защищенного грунта — теплица. Это специальное помещение с покрытием из светопрозрачного материала, предназначен­ное для круглогодичного выращивания тепличных культур и рассады. Зимние теплицы — со стационарным обогревом, функционируют в течение всего года. Весенние — без обогрева, используются в весенне-летне-осенний период. Они защищают растения от заморозков и удлиняют их период вегетации.

Учителю необходимо показать, как человек управляет жизнью растений в условиях защищенного грунта. Он не только предохраняет культуры от пагубного влияния холода, но и может поднимать температуру до оптимального уровня, обогревая теплицы с помощью печей, пара или отходов промышленных предприятий, а парники — за счет «горения» в их котлованах навоза, поступающего по трубам пара или электричества. При необходимости, в отдельные периоды жизни растений (например, в период закалки рассады перед высадкой ее в открытый грунт и др.), человек снижает температуру, открывая форточки в теплицах, приподнимая рамы в парниках или снимая укрытия в рассадниках.

В защищенном грунте можно регулировать и световой режим. Например, удлинять световой день в зимний период, создавая дополнительное освещение при помощи электроламп, подогревая воздух, чтобы таял снег на прозрачных укрытиях, тщательно протирая стекла теплиц от пыли и т. д. При необходимости в первые дни после пикировки рассады можно уменьшать освещение, притеняя ее матами и другими светонепроницаемыми укрытиями, или забеливая стекла.

Следует также обратить внимание учащихся на то, что сооружения защищенного грунта имеют специальные установки, обеспечивающие полив растений и регулирование воздушного режима (вентиляционные для насыщения теплиц углекислым газом, способствующим улучшению фотосинтеза культур и т. д.).

Говоря об экономической эффективности применения защищенного грунта, уместно сообщить учащимся, что 1 га тепличной площади дает в среднем около 3500 ц овощей, а с гектара открытого грунта их собирают только около 500 ц, т. е. в 7 раз меньше. И хотя выращивание культур в теплицах обходится в 5 раз дороже, чем в откры­том грунте, все равно это экономически более выгодно.

Важным моментом является и то, что применение закрытого грунта позволяет значительно расширить сроки снаб­жения населения свежими овощами и тем самым спо­собствовать выполнению одного из пунктов Продовольст­венной программы страны. В этой связи можно добавить, что строительство вблизи крупных городов тепличных комбинатов площадью 50 и более га, использующих отходы промышленных предприятий, позволило снабжать местное население в зимние и весенние месяцы зеленым луком, защищенном грунте томатами, огурцами и радовать многообразием цветущих декоративных растений.

Многим видам работ на защищенном грунте можно в определенной мере обучить учащихся в школьной теплице или в уголке живой природы. Например, в школьной теплице хорошо удаются работы по выгонке луковичных и корневищных растений (тюльпанов, нарциссов, ландышей и др.). Для выгонки тюльпанов в начале октября отбирают самые крупные луковицы и по 2—3 штуки высаживают в цветочные горшки диаметром 12—15 см с питательной смесью (дерновая земля, перегной и песок), засыпают торфом или перегноем и ставят на 40—50 дней в подвал с температурой 3—6 °С. Когда растения укоренятся, их вносят в теплицу и снимают торф. Первые 10—15 дней ростки держат при 8—10 °С. Когда же они достигнут 4—5 см, горшки ставят на светлое место и повышают температуру до 12—15°С, перед бутонизацией до 18—20 °С, а после начала цветения температуру понижают до 10— 12°С. В течение всего этого времени растения обильно поливают.

Цветы у тюльпанов появляются через два месяца после помещения в теплицу. Поэтому, например, для того чтобы они зацвели ко Дню Советской Армии, их надо внести в зимнюю теплицу 20 декабря, к 8 Марта — 5 января, к 1 Мая — 1 марта, ко Дню Победы — 9 марта.

Для выгонки нарциссов луковицы высаживают в горшки с питательной смесью в ноябре и для прохождения стадии покоя ставят на 2,5—3 месяца в подвал, после чего переносят в теплицу, держат при температуре 12—15°С и регулярно поливают.

В тепличных условиях хорошо удаются работы по выращиванию рассады овощных и декоративных культур, размножению побегами пеларгонии, хризантемы, бегонии, луковицами — лилии и др.; практические работы по пересадке растений, выращиваемых в горшках.

В школах, где нет теплиц, создаются парники. Для сооружения парника роют глубокий котлован, делают деревянную или бетонную обвязку и укрывают застекленными рамами или прозрачной полиэтиленовой пленкой. Рамы предохраняют растения от низких температур, ветра и снега. Обогрев парников бывает солнечный, биотопливом, горячей водой и электричеством. Первый доступен для всех школ. Биотопливом (навозом) можно обогревать парники в условиях села, где есть животноводческие комплексы. Водяной и электрический обогрев устанавливают в условиях города. Помощь в этом могут оказать базовые промышленные предприятия. Основное назначение парников — выращивание некоторых овощей (лука, редиса, салата и др.), а также рассады для последующего пересаживания в открытый грунт.

Парники можно использовать и для размножения цве­точно-декоративных растений (флоксов, роз и др.) черенками. При размножении флоксов стеблевые черенки нарезают острым ножом до бутонизации с таким расчетом, чтобы каждый из них имел по два узла. У них наполовину обрезают листья и высаживают в ящики с хорошо промытым речным песком на расстоянии 8—10 см между рядами и по 4—5 см между растениями. Затем их ставят в парник, обильно поливают, накрывают рамами, первое время притеняют матами, регулярно опрыскивают и 2—3 раза за лето подкармливают. Через 1,5—2 месяца растения высаживают в открытый грунт.

Для размножения роз черенками с маточных кустов нарезают однолетние побеги с 2—3 почками и наполовину уменьшают листовые пластинки. Подготовленные черенки наклонно высаживают в освободившийся парник на глубину 1—1,5 см и притеняют, завешивая стекла парниковых рам. Поддерживают температуру 20—25 °С и производят опрыски­вание 4—5 раз в день. Укоренившиеся черенки высаживают по одному в горшки с рыхлой плодородной почвой и закапывают до половины в парник. С наступлением холодов их переносят в подвал или оставляют в парнике, надежно защитив от излишней влаги, мороза и мышей, а весной высаживают в открытый грунт.

На учебно-опытном участке не обойтись без использо­вания различных видов утепленного грунта. В качестве ин­дивидуальных укрытий применяют обыкновенные стеклянные банки, колпаки, изготовленные учащимися из светопрони­цаемой пленки или бумаги, или цветочные горшки без дна, покрытые стеклом (рис. 1). Ими в неблагоприятную погоду накрывают каждое растение в отдельности. В частности, весной их используют для укрытия только что высаженной в грунт рассады. Более крупные индивидуальные прозрачные укрытия применяют осенью для продления вегетации теплолюбивых культур (томатов, гладиолусов, астр и др.).

Индивидуальные укрытия растенийРисунок 1. Индивидуальные укрытия растений: 1 — бумажный колпак; 2 — гончарный горшочек без дна

Простейшие групповые укрытия, например, для получения весной более ранних всходов — бескаркасные. Для этого над засеянными грядами расстилают на сравнительно короткий срок светонепроницаемую пленку и присыпают землей в междурядьях, чтобы ее не сдувало ветром. Такие укрытия предохраняют прорастающие семена от холода и ветра и способствуют появлению более ранних и дружных всходов, чем на неукрытых грядах. После того как на растениях появятся настоящие листочки, пленку осторожно снимают, свертывают и укладывают на постоянное место хранения.

В холодные весенние и осенние дни часто возникает необ­ходимость продлить вегетацию растений, чтобы дать возможность завершить выполняемые на учебно-опытном участке опыты, провести программные занятия по уборке урожая, сбору семян, заготовке натуральных экспонатов для учеб­ных целей и выставок. Тогда наиболее целесообразно применять каркасные укрытия. Простейшим каркасом могут служить земляные валики (гребни), которые специально сооружают из почвы. На них настилают пленку, края кото­рой присыпают почвой (рис. 2, А, Б).

Пленочные укрытия на землянном каркасеРисунок 2. Пленочные укрытия на земляном каркасе: А — схема; Б — общий вид; 1 — центральный валик; 2 — боковые валики; 3 — пленка; 4 — растения

Такие укрытия наиболее целесообразно использовать в холодные весенние дни, когда растения еще не достигли больших размеров. Для изготовления каркасов можно взять также стальную прово­локу, неширокие пластмассовые трубы, прутья ивы или ореш­ника длиной 1,5—2 м или другие материалы. Их изгибают в виде дуги и по бокам прикрепляют к двум жердям на расстоянии 1—1,5 м друг от друга. Каркас ставят над гряд­кой с вегетирующими растениями. Концы дуг закапывают в землю на глубину 15—20 см и натягивают на них пленку. Чтобы последняя не провисала, дуги по верху и бокам скрепляют шпагатом. Такой каркас, покрытый пленкой, образует тоннель высотой 0,5—0,7 м и шириной до 1 м (рис. 3). Между тоннелями оставляют проходы шириной 40—50 см. Чтобы пленку не сдувало ветром, поверх нее ставят такие же дуги или края ее присыпают землей. На торцах концы пленки привязывают к колышкам.

Каркасные укрытия на основе из стальных прутьевРисунок 3. Каркасные укрытия на основе из стальных прутьев

Для выполнения разнообразных работ в защищенном грунте необходимо заблаговременно позаботиться о приоб­ретении или изготовлении силами учащихся соответствую­щего инвентаря (рис. 4). С целью уплотнения навоза в парниках применяется трамбовка из бревна 1. Для выращивания рассады можно изготовить горшочки из полиэтиленовой пленки 2. Ею оборачивают деревянную болванку опреде­ленного размера. Затем пленку прокалывают горячим гвоздем в нескольких местах по боковому соединению и дну. Для разметки посевных борозд учащиеся могут изготовить простейшие планчатые маркеры, соответствующие размеру посевных ящиков, парника или стеллажа теплицы, а для прикапывания посевов — небольшой деревянный каток 3.

Инвентарь для работы в защищенном грунтеРисунок 4. Инвентарь для работы в защищенном грунте: 1 — трамбовка; 2 — горшочек из полиэтиленовой пленки; 3 — каток

Для полива растений нужно приобрести шланги, лейки с распылителями, измерения температуры — термометр. Для подкормки растений необходимо иметь удобрения в достаточном количестве, для подноса питательных грунтов — носилки и лопаты, для их просеивания — решета, грохоты и др.

Чтобы получить качественную рассаду, высокие урожаи овощных или обильное цветение декоративных культур, нужно заблаговременно побеспокоиться о почве для сооружений защищенного грунта. Она должна быть высоко­плодородной, рыхлой, хорошо удерживать и пропускать воду. Такую землю можно приготовить, смешивая несколько различных почв. Поэтому ее называют почвенной смесью.

В школах приготовляют разные смеси в зависимости от района расположения, характера почвы и имеющихся удобрений на учебно-опытном участке и в базовом хозяйстве. Если там много торфа, то к двум частям его добавляют по одной части дерновой земли и перепревшего навоза или компоста, а также небольшое количество песка и минеральных удобрений в соответствии с особенностями выращиваемой культуры. Когда школа расположена в местностях, где нет торфа, почвенную смесь приготовляют из одной-двух частей перегноя и двух-трех — дерновой земли с добавлением речного песка или опилок.

Составные части почвенных смесей изготовляют заблаго­временно, задолго до их использования. Дерновую землю обычно заготавливают весной или летом, нарезая дернину толщиной 10—12 см, и складывают в штабеля травой вниз. В течение лета их 2—3 раза увлажняют и перелопачи­вают. Листовую землю готовят из опавших листьев, которые сгребают в кучи и прикрывают дернинами. Торф завозят за 1—2 года до использования, чтобы он хорошо выветрился, так как в свежем содержатся вещества, угнетающие растения. Для получения перегноя навоз выдержива­ется в штабелях 1—2 года или перепревает в парниках. Из навоза, торфа, птичьего помета, растительных остатков, листьев и других материалов готовят компост. Их укладывают в штабель слоями, каждый из которых посыпают фосфорными удобрениями и поливают навозной жижей. Штабеля с составными частями почвенной смеси сооружают в самом отдаленном углу учебно-опытного участка, чтобы не захламлять его. А непосредственно к сооружениям защищенного грунта их подвозят или подносят осенью.

Чтобы подготовить торф, перегной и дерновую землю в достаточном количестве, нужно подсчитать, сколько их потребуется для выращивания запланированного количества овощных, цветочно-декоративных растений или их рассады. К проведению таких расчетов следует обязательно привлекать учащихся. Это будет способствовать формированию у них общетрудовых и экономических навыков. При проведении расчетов исходят из того, что для заполнения 100 стандартных посевных ящиков размером 50X35X8 см требуется 1 м3 почвенной смеси. Столько же ее нужно и для набивки на 4 стандартные рамы, на 5 м2 стеллажной и 4 м2 грунтовой теплицы.

В зависимости от посевной площади и состава почвенной смеси следует подсчитать необходимое количество ее компонентов.

Например, почвенная смесь будет состоять из 50 % торфа, 25 % перегноя и 25 % дерновой земли. Она требуется для 20 парниковых рам, 25 посевных ящиков и 12 м2 стел­лажной теплицы. Исходя из вышеуказанной нормы, для заполнения 25 посевных ящиков нужно 0,25 м3 почвенной сме­си, для набивки парников на 20 парниковых рам — 5 м3 и для 12 м2 теплицы — 2,5 м3. Всего следует подготовить ее примерно 8 м3. При подвозке составных частей потребуется привезти 1 автомашину торфа, 0,5 — перегноя и дерновой земли. Для загрузки автомашины вручную следует своевременно подготовить совковые лопаты, проверить их исправность. Проводя инструктаж по правилам безопасного труда, нужно подчеркнуть, что загружать автомашину и выгружать ее следует со стороны открытого заднего или бокового борта. При разгрузке торф, перегной и дерновую землю рекомендуется складывать в отдельные кучи. Каждую из них надо хорошо разровнять, перед наступ­лением морозов укрыть соломой или соломистым навозом. Это даст возможность в конце зимы — начале весны оперативно провести основные работы по выращиванию рассады овощей и цветочно-декоративных растений.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014