Работа с пищевыми продуктами

Кулинарные работы в школе всегда сложны в ор­ганизационном и воспитательном отношении, поэто­му хочу поделиться своим опытом работы.

На первом занятии после разбора правил поведе­ния в кабинете обслуживающего труда и ознакомле­ния с учебной программой ученицы готовят тетради для записи кулинарных работ. Запись раскладки про­дуктов для каждого блюда делается по форме (см. табл.). Она удобна тем, что позволяет заранее подготовиться к каждому занятию. Зная количество про­дуктов для 1 человека, девочки легко могут сделать пересчет на звено или семью, что также предусмотре­но программой. При этом воспитывается и чувство ответственности, так как каждая ученица знает, что в случае невыполнения данного ей поручения, занятие будет сорвано или пройдет на низком уровне.

№ занятия Наименование

приготовляемого блюда
Перечень необходимых продуктов Количество

продуктов
Стоимость продуктов Ответственный за покупку продуктов
на 1 человека на 1 бригаду

В процессе занятий использую инструкционные карты, написанные черной тушью на больших чертежных листах. Наименования продуктов и их количество выделены цветной тушью для лучшего запоминания. Листы укреплены на планках, легко снимаются и вы­вешиваются на удобное для работающих место.

Занятия ведутся бригадным методом. Школьницы сами распределяются по бригадам и выбирают бри­гадиров. К началу каждого занятия бригадиры прино­сят списки своих бригад и укрепляют их на подставке около рабочего места бригады. В ходе занятия на этом листке против соответствующих фамилий знаком плюс или минус фиксируются все оценки учителя и бригадира. В итоге каждая девочка получает действи­тельно заслуженную оценку, а не формальную «пя­терку», что часто бывает. Целесообразно на каждом занятии выбирать новых бригадиров, чтобы каждая де­вочка могла побывать в этой роли, развивая свои организаторские способности.

На каждом занятии обязательно подчеркиваю не­обходимость   экономного   расходования продуктов, воды, электроэнергии, газа, рассказываю о мероприя­тиях по экономии в масштабах всей страны. Посте­пенно учащиеся привыкают по-хозяйски относиться ко всему, что их окружает, и уже не могут спокойно пройти мимо открытого водопроводного крана, бес­цельно горящей лампочки.

В конце занятия подводятся итоги работы. Девочки (по вызову учителя) рассказывают о последователь­ности приготовления блюда, безопасных приемах труда и т. д. После этого бригадиры характеризуют работу своих бригад, а члены каждой бригады оцени­вают работу своего руководителя. Обычно достается тому бригадиру, который не доверяет учащимся, стре­мится все сделать сам. В заключение проводится де­густация приготовленного блюда.

Использование инструкционных карт, деятельность бригадиров не означает, что учитель устраняется от руководства уроком. В IV—VI классах приходится часто вести дополнительные разъяснения, показывать приемы работы, следить за соблюдением последова­тельности операций. К VII классу степень самостоя­тельности школьниц значительно возрастает, появляет­ся возможность проводить зачетное или контрольное занятие, тем более что этому благоприятствует и тема «Работа с тестом».

Но особым успехом пользуется у школьниц контроль­ное занятие по теме «Мы принимаем гостей». Они могут пригласить на него всех, кого захотят (учите­лей, родителей, подруг). Поскольку роль учителя здесь сведена к минимуму, бригадиров стараются выбрать самых толковых. Работа организуется по брига­дам с использованием инструкционных карт (готовят­ся примерно одинаковые по сложности изделия: хво­рост, печенье, пирожки из пресного теста). Сидя в стороне, внимательно наблюдаю за трудом учениц, делаю пометки в своем блокноте. Это очень влияет на их активность. Еще больше оживляется работа, когда поощряешь ту или иную бригаду. Тут другие развивают бурную деятельность. Очень помогает и отсчет времени: «До конца работы осталось 30 ... 20 ми­нут». А когда времени остается совсем мало, говорю: «Считаю до 10. Столы должны быть убраны, сервиро­ваны, помещение подготовлено к приему гостей. 1... 2... 3...».

Но вот все готово, приходят гости. Их встречают радушные хозяйки, рассаживают по местам, и начи­нается «пир». В присутствии гостей девочки стремятся особенно старательно соблюдать все правила поведе­ния за столом, быть приветливыми, охотно делятся секретами своего мастерства.

Когда гости расходятся, начинается бурное обсуж­дение занятия. С интересом слушаю мнение девочек и понимаю, что замечания, сделанные товарищами, надолго запомнятся и подействуют лучше, чем со­веты взрослых.

Разрешаю приглашать гостей не только на контроль­ные занятия. Считаю, что делать это надо почаще, так как радушия и гостеприимства у детей пока ма­ловато. Хорошо, когда в классе находятся гостепри­имные, общительные девочки, которые могут увлечь за собой остальных. Если же их мало или эти качества выражены слабо, учитель должен настойчиво прово­дить соответствующую воспитательную работу.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014