Рабочая программа по ИЗО 8 класс Неменский

Представляем вниманию учителей изобразительного искусства рабочую программу для 8 классов по Неменскому. Просмотр программы доступен в специальном окне ниже:

Пояснительная записка.

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно­эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно­эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 8 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа «Дизайн и архитектура в жизни человека» по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский. — М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Класс – 5

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 35ч.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

Учащиеся должны знать:

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
  • моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  • конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
  • владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.

Учебно-методический комплекс:

Учебник: Искусство 8-9 класс

Автор: Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская,

Издательство, год издания: «Просвещение», Москва, 2011 год Методические пособия для учителя (автор, издательство, год издания):

  1. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Москва, «Сфера», 2007год
  2. О.В. Свиридова « «Предметные недели в школе. Изобразительное искусство» (беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные уроки), Учитель», Волгоград, 2008 год
  3. О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты», «Учитель», Волгоград, 2008 год.
  4. Порохневская М.А. Изобразительное искусство 8 класс, «Учитель — АСТ», 2008 год
  5. Туманова Е.С. « «В мире красок народного творчества» 4-8 класс (внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка — главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние — это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностн­ые связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины

Содержание программы

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)

Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры . (8 часов)

Основы композиции в конструктивных искусствах

Г армония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»

Прямые линии и организация пространства.

Цвет — элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Буква — строка — текст Искусство шрифта.

Когда текст и изображение вместе

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

В бескрайнем море книг и журналов Многообразие форм графического дизайна.

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)

Объект и пространство

От плоскостного изображения к объемному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое

Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Красота и целесообразность

Вещь как сочетание объемов и образ времени.

Форма и материал.

Цвет в архитектуре и дизайне Роль цвета в формотворчестве.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека(10 часов)

Город сквозь времена и страны

Образы материальной культуры прошлого.

Город сегодня и завтра

Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Живое пространство города Город, микрорайон, улица.

Вещь в городе и дома Городской дизайн.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Природа и архитектура

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Ты — архитектор!

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (8 часов)

Мой дом — мой образ жизни

Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

Интерьер, который мы создаем.

Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй.

Мода, культура и ты

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Встречают по одежке.

Автопортрет на каждый день.

Моделируя себя — моделируешь мир

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе

По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство

№ п/п Тема урока Задачи урока Примечание Кол-во уроков Домашнее задание
1 Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и  эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная,  фронтальная и глубинная. Учить располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля Добиваться простоты и выразительности  

 

 

2
Гармонично сбалансировать композиции из трех – пяти прямоугольников
3 Прямые линии и организация пространства. Учить с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости Выполнение коллажно — графических работ с разными видами композиций 1

 
4 Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Дать понятия локальные цвета. Сближенность цветов и контраст. Создание  композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах. 1
5 Буква – строка- текст. Искусство шрифта. Познакомить с различными шрифтами Выполнение упражнений 1 Создание композиции с буквами
6-7 Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Познакомит с историей развития плаката , показать важность агитационной деятельности Выполнение макета плаката 2
8 Многообразие форм полиграфического дизайна Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и  худ.оформление книги Изготовления макета книги 1
ІІ четверть
9 Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа Баланс объемов между собой и с полем макета 1      Выполнение плоскостной композиции
10 Архитектура -композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях Построение трех уровней рельефа 1 Прочтения линии проекции объекта
11 Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля. Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции . Формирование навыков моделирования сложных , объемных композиций , используя необходимые средства . Создания макета дома. 1
12 Важнейшие архитекиурные элементы здания. Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций. Создание зарисовки архитектурных элементов здания. 1
13-14 Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Создание тематической инсталляции 2
15 Роль и значение материала в конструкции. Дать понятия что роль материала определяет форму ознакомления со свойствами Построение формы исходя из материала, его фактуры и свойства. 1
16 Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности Цветовое решение макетной объемно- пространственной композиции
ІІІ четверть
17-18 Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого. Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни. Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания. 2
19-20 Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры Дать понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века  ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки. Зарисовка «архитектура будущего» 2
21 Живое пространство города. Город микрорайон, улица. Познакомить с исторической формы планировки городской среды и их связь с образом жизни.дать  понятия замкнутая, радикальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная др. Макетно — рельефное моделирование фрагмента города 1
22 Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Дать понятия роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектуры. Эскизный макет витрины магазина. 1 подобрать иллюстрации по данной теме.
23 Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Познакомить детей с интерьером различных общественных мест . Мебель и архитектура : гармония контраст. Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура в техники аппликации. 1 Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура
24 Природа и архитектура. Организация архитектурно -ландшафтного пространства Дать понятия город в единстве с ландшафтно-парковой средой . обучить технологии макетирования путем введения бумагопластики различных материалов и фактур Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды, использовать имитирующие фактур. 1
25-26 Ты –архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Учить конструировать объемно-пространствнной композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты Коллективная работа создания сложной пространственной композиции с использованием различных фактур и материалов. 2 Подбор зрительного ряда
ІV четверть
27 Мой дом – мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома Учить фантазировать и воплотить в архитектурно-дизайнерских проектах. Выполнить технический рисунок  частного дома 1 Подбор иллюстраций современных строений
28 Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно — пространственной среды жилища. Познакомить с дизайн интерьером .Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Учить создавать схемы, проекты. Выполнение эскизного рисунка с использованием коллажа проекта пространственного воплощения плана своей комнаты 1
29 Дизайн и архитектура моего сада. Учить моделировать сад, используя малые архитектурные формы. Учить соотносить здания и растения Макетирования фрагмента сада из природного материала 1 Создания композиции из цветов по группам
30 Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды Ознакомить с технологией создания одежды. Дать понятия законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Создание своего собственного проекта вечернего платья, костюма рисунок или коллаж. 1 Специфика эскиза модных коллекций одежды- создания рисунка- копии.
31 Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Учить создавать костюм что бы выражал личностные качества человека, подбор цветовой гаммы. Дать понятия стилей. Проектный рисунок одного из комплектов костюма 1 Создание словесного списка перечня всех элементов гардероба с небольшими зарисовками.
32 Грим, визажистика и прическа в практике дизайна Ознакомить с искусством грима и прически . Обучить азбуки визажистики и парикмахерского стилизма. Упражнение в нанесении макияжу и создания прически на натуре ( по парно) 2 Рисование прически и макияжа на фотографии
33 Имидж: лик или личина? Сфера имидж — дизайна Дать понятия имидж дизайн как сфера деятельности, объединяющие аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику  и т.д., определяющей форму поведения в обществе. Коллективное задание по группам создания имиджмейкерского сценария проекта. Соревновательно–игровой показ проектов. 1 Принести атрибуты
34 Моделируя себя — моделируешь мир. Обобщить знания , полученные на урок .Проконтролировать владение учащимися терминологией и средствами композиции в создании коллективной работы Урок викторина 1

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014