Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский

Представляем вашему вниманию рабочую программу по ИЗО для 6 классов по учебнику под редакцией Неменского. Рабочую программу для 5 классов можно найти здесь. Просмотр программы доступен в специальном окне:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вершинотейская средняя общеобразовательная школа

Аскизского района Республики Хакасия

«УТВЕРЖДАЮ»директору школы

 

_________ Т.Ф. Канзычакова

«__» ___ 2014г.
«СОГЛАСОВАНО»зам.директора по УВР

 

_________ Г.В. Ефремова

«__» ___ 2014г.
«РАССМОТРЕНО»на заседание МО

 

ПРОТОКОЛ № _____

«__» ___ 2014г.

Рабочая программа



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

(наименование учебного предмета, курса)

для 6 а 6 б классов

(для какого класса)

Тыгдымаева Павла Дмитриевича

(Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)

 

п. Вершина Теи,

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (ИЗО. Музыка. МХК. Содержание образования: Сборник нормативно правовых документов методических материалов. — М.: Вентана-Граф, 2008г.), с учётом авторской программы по ИЗО Б.М.Неменского и др. Изобразительное искусство в жизни человека. 6 кл. (Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под. рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010г.).

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения ИЗО на данной ступени образования, изложенные в  федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по ИЗО.

Цель: формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Задачи:

  • развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях декоративно-прикладного искусства;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;
  • формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-комуникативная, рефлексивная деятельности.

В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.

  • Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедейных технологий с умением импровизировать.

Общая характеристика предмета:

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсе­дневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень рабочей для 6 классов Программа строится так, чтобы дать школьникам представле­ния о значении искусства в их личностном становлении. Преду­сматривается широкое привлечение их жизненного опыта, приме­ров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отно­шения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и пони­мать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помога­ет осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску ис­тины. На протяжении обучения в 6 классах школьники знакомят­ся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульп­туры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искус­ство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание ху­дожественной культуры своего народа, а также знакомство с но­выми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-про­странственное моделирование, проектно-конструктивная деятель­ность; декоративная работа с различными материалами.  Тематическая цельность и последовательность развития про­граммы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Рабочая программа строится как продолжение и развитие программы для начальной школы.  В отличие от начальной школы, где изучается все многоголо­сие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, основная школа построена по принципу углубленного изуче­ния каждой группы видов искусства.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение музыки в 1 классе отводится  34 часа  из расчета 1 час в неделю. Тематическое и поурочное планирование составлены в соответствии с учебником «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского – М. «Просвещение» 2011г

В связи с тем, что в течение учебного года возможно сокращение учебных часов в связи с выездом на курсы повышения квалификации, из-за карантина может измениться распределение часов по отдельным темам.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
  • о существовании изобразительного искусства во все вре­мена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художест-3 венного изображения в искусстве, ее претворении в художествен­ный образ;
  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечест­венном искусстве;
  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портре­та и натюрморта;
  • основные средства художественной выразительности в изо­бразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспек­тива;
  • о ритмической организации изображения и богатстве вы­разительных возможностей;
  • о разных художественных материалах, художественных тех­никах и их значении в
  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичны­ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первич­ными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы че­ловека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соот­ношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • создавать творческие композиционные работы в разных ма­териалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргумен­тировано анализировать разные уровни своего восприятия, по­нимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

УМК

Тематическое планирование составлено к  учебнику «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского – М. «Просвещение» 2011г

Основное содержание учебного предмета

6 КЛАСС

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» — 34 часа

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса -  посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей... Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)

Требования к уровню подготовки обучающихся в 6 классе:

В результате изучения  ИЗО ученик 6 класса  научится:

знать /понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, свето­тень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их ос­новные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природ­ные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (плас­тических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной вы­разительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, уз­навать изученные произведения;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни для:
  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Календарно-тематическое планирование

Классы:,6б

Колличество часов на год -34

Всего 34 часа; в неделю 1 час

Тематический план учебного курса

Период обучения Количество часов
1 четверть 9
2 четверть 7
3 четверть 10
4 четверть 8
Итого 34ч

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО,  6 класс

«ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» — 34 часа

Тема Количество часов
1 ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА 8
2 МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ 9
3 ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ 9
4 ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ 8
Итого 34

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

№п/п

 
Тема Кол-вочасов Элементы содержания  Деятельность учащихся:  Планируемы результаты. Дата проведения
план факт
 ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -  34 часа

 
 ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 часов)

 
1 Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. 1 Пространственные искусства, изобразительное искусство. Проба различных живописных и графических материалов, создавая на листе пятна, линии, штрихи, добиваясь выразительных ритмических (беспредметных) композиционных решений.
  • объяснять роль изобразительных искусств в повседнев­ной жизни человека, в организации общения людей, в соз­дании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе;
  • характеризовать три группы пространственных ис­кусств — изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей;
  • иметь представление об изобразительном искусстве как сфере художественного познания и создания образной картины мира;
  • уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя;
  • иметь представления о роли художественного матери­ала в построении художественного образа;
  • называть основные графические и живописные мате­риалы и давать им характеристики;
  • обрести навыки работы графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.
2 Рисунок – основа изобразительного творчества. 1 Рисунок – основа мастерства художника. Значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора, архитектора, художника декоративно-прикладного искусства).Рисунок – способ познания окружающего мира.

Художественный образ. Виды рисунка (набросок, зарисовки, технический, учебный, творческий  рисунок). Графика.

 
Наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) или предметов.
  • иметь представление о рисунке как о виде художе­ственного творчества;
  • различать виды рисунка по их целям и художественным задачам, участвовать в обсуждении выразительности и худо­жественности различных видов рисунков мастеров;
  • овладевать начальными навыками рисунка с натуры;
  • овладевать навыками размещения рисунка в листе;
  • учиться рассматривать, сравнивать и обобщать про­странственные формы;
  • овладевать навыками работы графическими мате­риалами.
3 Линия и ее выразительные возможности. 1 Характер линии. Ритм. Задания на разнохарактерность линий, изображение колыхания трав на ветру. Получить представление о выразительных возможно­стях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечат­лений художника;- рассуждать о характере художественного образа в раз­личных линейных рисунках известных художников;

— объяснять, что такое ритм и каково его значение в соз­дании изобразительного образа;

— выбирать характер линий для создания ярких, эмоцио­нальных образов в рисунке;

— овладевать навыками передачи разного эмоциональ­ного состояния, различного настроения с помощью ритма и характера линий, штрихов, росчерков и др.;

— овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия).
4 Пятно как средство выражения. 1 Пятно. Контраст. Тональные отношения. Фактура. Выполнение ступенчатой тональной шкалы. (Изображение природы в разных состояниях.) — овладевать навыками обобщённого, целостного виде­ния формы;- овладеть представлениями о пятне как об одном из ос­новных средств изображения;

— развивать аналитические возможности глаза, виде­ния тональных отношений (светлее — темнее);

— осваивать навыки композиционного мышления на ос­нове ритма пятен, ритмической организации плоскости листа;

— овладевать простыми навыками изображения с помо­щью пятна и тональных отношений;

— практически осуществить на основе ритма тональ­ных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце).
5 Цвет. Основы цветоведения. 1 Цветоведение. Спектр. Основные и дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой оттенок, цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Цветотональная шкала. Учебные и игровые задания на понимание свойств цвета. Игровые задания: придумать сказочный мир цветной страны – Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город. — знать понятия «основной, составной, дополнительный цвет» и уметь объяснять их значение;- иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком;

— иметь представление о воздействии цвета на человека;

— иметь представление о символическом понимании цвета в различных культурах;

— объяснять значение понятий «цветовой круг», «цветотональная шкала», «насыщенность цвета»;

— приобретать навык сравнения цветовых пятен по тону;

— приобретать навык смешения красок, получать различ­ные оттенки цвета;

— углублять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции;

— различать основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета;

— создавать выразительные образы цветной страны, ис­пользуя различные возможности цвета.
6 Цвет в произведениях живописи. 1 Живопись, колорит, локальный цвет, тёплые и хо­лодные цвета, цветовой контраст.Нюансы тона  в передаче пространства (плановость) и эмоциональность состояний.

 
Составление «палитры настроений»: сочетаниями цветовых пятен передать состояние напряженности, тревоги, таинственности, нежности, радости. Создать натюрморты живописного осеннего  букета, предав праздничное и грустное настроение. — характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях;- объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», «сложный цвет»;

— различать тёплые и холодные оттенки цвета;

— уметь объяснять понятие «колорит»;

— развивать навык колористического восприятия художественных произведений, учиться любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни;

— обретать творческий опыт в создании красками цвето­вых образов с различным эмоциональным звучанием;

— овладевать навыками живописного изображения.
7 Объемные изображения в скульптуре. 1 Скульптура, монументальная и станковая скульптура, мелкая пластика, рельеф. Характер материала, фактура,  анималистический жанр.Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры. Создать в материале изображение животных  (Пластилин, природные материалы, конструирование из бумаги, готовых форм). — знать виды скульптурных изображений и их назначением в жизни людей;- характеризовать основные скульптурные материалы» и условия их применения в объёмных изображениях;

— рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе;

— осваивать простые навыки художественной выразительности в объёмном изображении животных различными материалами (лепка и бумагопластика).
8 Основы языка изображения. Обобщение темы. 1 Язык изобразительного искусства, средства художественной выразительности.  Беседа или праздник искусства, или коллективная работа на тему «Роль изобразительного искусства в твоей жизни». — уметь рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей;- уметь объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства и объяснять их назначение;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         - уметь объяснять, почему изобразительное искусство — это особый образный язык;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 - рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    - участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений;

— участвовать в выставке работ учащихся по изучаемой теме.
 МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (9 часов).

 
9 Реальность и фантазия в творчестве художника. 1 Реальность и фантазия, правда искусства. Беседа или практическое задание: изобразить или сконструировать какой-либо предмет (весёлый зонтик, фантастическое транспортное средство). — уметь рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека;                                                                                                                                                                                                                                           - понимать, что воображение и фантазия нужны человеку, чтобы строить образ будущего, а также для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  - получать представление об условности изобразительного языка;- характеризовать смысл художественного образа как изображение реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов.
10 Изображение предметного мира – натюрморт. 1 Жанр натюрморта, компози-ция, художественно-вырази-тельные средства натюрморта (силуэт, ритм, композици-онная доминанта — главный элемент композиции).  Выполнение композиции натюрморта в технике аппликации. — получать представление о различных целях и задачах изображения предметов быта человека в искусстве разных эпох;- получать представление о разных способах изображения предметов (знаковых, символических, плоских, объёмных

и др.) в зависимости от целей художественного изображения;

— приобретать навык плоского силуэтного изображения обычных простых предметов;

— осваивать простые композиционные умения организа­ции плоскости изобразительного натюрморта, ритмической организации листа;

— уметь выделить композиционный центр;

— приобретать навыки художественного изображения способом аппликации;

— приобретать эстетические представления о соотноше­нии цветовых пятен и фактур.
11 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 1 Пропорции, геометрическая форма, геометрическое тело, конструкция. Рисовальная игра«Выяви конструкцию» (нарисовать предметы, состоящие из геометрических тел). — характеризовать понятие пространственной формы и её геометрических видов, понятие сложной пространственной формы;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         - узнавать основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - уметь выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;—  изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.
12 Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. 1 Линейная перспектива. Определения, основные понятия: линия горизонта, точка схода, точка зрения, угол зрения. Линейные зарисовки геометрических тел (призма, куб). — приобретать представление о разных способах и за­дачах изображения в различные эпохи;- объяснять связь между новым представлением о чело­веке в эпоху Возрождения и задачами художественного по­знания и изображения явлений реального мира;

— учиться строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

— определять понятия «линия горизонта», «точка зрения», «точка схода», «вспомогательные линии», «взгляд сверху, сни­зу, сбоку», а также использовать их в рисунке;

— объяснять и осуществлять перспективные сокращения при изображении предметов.
13-14 Освещение. Свет и тень. 2 Направленное освещение. Контураж. Тон, светотень и    ее составляющие.
  1. Наброски геометрических тел при направленном освещении.
  2. Выполнение рисунка группы геометрических тел при направленном освещении.
— характеризовать освещение как важнейшее вырази­тельное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства;- получать представление об изображении борьбы света тени как средстве драматизации содержания произведения организации композиции картины;

— использовать в рисунке основные правила объёмного изображения предмета;

— знакомиться с натюрмортами западноевропейского искусства XVII-XVII вв., характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений.
15 Натюрморт  в графике. 1 Линия, пятно, штрих, печатная графика, гравюра. Выполнение натюрморта (по представлению или с натуры) черной гелиевой ручкой (или в гравюре наклейками. —  осваивать первичные умения графического изображе­ния натюрморта с натуры или по представлению;- получать представление о различных графических тех­никах;

— узнавать о том, что такое гравюра, каковы её виды, а также особенности печатной графики;

— знакомиться и приобретать опыт восприятия графи­ческих произведений, выполненных в различных техниках из­вестными мастерами;

— приобретать умения и творческий опыт выполнения гравюры наклейками на картоне и получения оттисков.
16 Цвет в натюрморте. 1 Колорит, нюанс, локальный цвет, цветовая гар­мония. Выполнение натюрморта, выражающего настроение (утреннее, вечернее, праздничное, грустное, торжественное, таинственное). — приобретать представление о новом понимании выра­зительных возможностей цвета в изобразительном искусстве XIX—XX вв.;- характеризовать колористический образ, выразитель­ные возможности цвета в натюрмортах известных художников;

— выражать цветом в композиции натюрморта заданное эмоциональное состояние, настроение;

— овладевать простыми навыками создания изобрази­тельной композиции в технике монотипии;

— развивать творческие способности, экспериментируя, исследуя выразительные возможности цвета.
17 Выразительные возможности натюрморта. 1 Контраст, композиционный центр, монотипия. Рассказать в натюрморте о своем характер, о своем понимании мира (монотипия или другая техника). — получать представление об истории развития натюр­морта;- овладевать простыми навыками изображения предме­тов;

— приобретать опыт работы различными художественными материалами, овладевать их выразительными возможно­стями;

— приобретать опыт художественного высказывания, изобразительного сочинения;

— приобретать опыт восприятия, художественного виде­ния произведений искусства;

— развивать наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир;

— понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.
 ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (9 часов).

 
18 Образ человека – главная тема в искусстве. 1 Великие портретные произведения разных эпох. Место и значение портретного образа человека в искусстве Жанр, композиция, художественно-выразитель­ные средства изображения, виды портрета. Беседа о портрете. — знакомиться с великими портретными произведениями разных эпох и получать представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве;- получать представление об изменчивости образа че­ловека в истории;

— получать представление об истории портрета в рус­ском искусстве, узнавать имена великих художников-портре­тистов;

— понимать, что портрет не только запечатлевает внешнее сходство с портретируемым, но и выражает идеалы эпохи и авторскую позицию художника;

— учиться различать виды портрета, парадный и лири­ческий портрет;

— учиться рассказывать о своих художественных впечатлениях.
19 Конструкция головы человека и её основные пропорции. 1 пропорции, конструкция, форма. Выполнение портрета в технике аппликации. — получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;- понимать роль пропорций в выражении характера мо­дели и отражении замысла художника;

— овладевать первичными навыками изображения головы человека;

— приобретать новые навыки изображения в рисунке и средствами аппликации.
20 Изображение головы человека в пространстве. 1 Композиция,  пропорции, конструкция, объём. Выполнение набросков и зарисовок головы человека (простой карандаш или черная гелиевая ручка). — получать представление о способах объёмного изо­бражения головы человека;- участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств рисунков мастеров портретного жанра;

— получать представление о бесконечности индивиду­альных особенностей при общих закономерностях строения головы человека;

— учиться видеть особенности лиц разных людей;

— выполнять наброски и зарисовки головы человека.
21 Протрет в скульптуре. 1 материал, фактура, пропорции, конструкция, * объём, пластика, бюст. Создание скульптурного портрета литературного героя. — знакомиться с портретными изображениями, создан­ными великими мастерами скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета;- приобретать знания о великих русских скульпторах-портретистах;

— получать представление о выразительных средствах скульптурного образа;

— приобретать творческий опыт нового видения индивидуальности человека;

— приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения человека.
22 Графический портретный рисунок. 1 Пропорции, конструкция, форма. Создание портрета одноклассника, кого-либо из членов семьи или автопортрета. — приобретать интерес к изображению человека как спо­собу понимания и видения окружающих людей;- развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер че­ловека;

— приобретать представление о различных графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии вырази­тельных графических средств;

— выполнять наброски и зарисовки близких людей, учиться передавать индивидуальные особенности человека в портрете;

— овладевать новыми умениями в рисунке.
23 Сатирические образы человека. 1 Карикатура, сатира, шарж; чувство меры и чув­ство правды. Создание дружеского шаржа–портрета одноклассника или литературного персонажа. — получать представление о жанре сатирического рисун­ка и его задачах;- учиться рассуждать о задачах художественного преувеличения,          о соотношении правды и вымысла в художественном изображении;

— учиться видеть индивидуальный характер человека, твор­чески искать средства выразительности для его изображения;

— приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выра­зительности при изображении человека.
24 Образные возможности освещения в портрете. 1 Освещение, источник света, свет, блик, тень, по­лутень, рефлекс, образные возможности освещения. Выполнение портретов при различном освещении (в технике аппликации, гуашью или в  технике монотипии). — приобретать знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа;- учиться видеть и характеризовать различное эмоцио­нальное звучание образа при разном источнике и характере освещения;

— различать освещение «по свету, против света, свет сбоку;

— характеризовать освещение в произведениях искус­ства, а также его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя;

— овладевать опытом наблюдения и визуальной культу­рой — культурой восприятия реальности и произведений ис­кусства;

— учиться создавать (по представлению) два портретных изображения (материал и техника — по выбору).
25 Великие портретисты прошлого. Роль цвета в портрете. 1 Духовное наследие, классика мирового искусства. Беседа. Выполнение портрета знакомого человека или литературного героя  в разных колоритах с целью передачи характера человека. — называть и узнавать несколько портретов великих ма­стеров русского и западноевропейского искусства;- понимать значение творчества великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей;

— рассказывать об истории жанра портрета как о после­довательности изменений представлений о человеке и как выражение духовных ценностей эпохи;

— рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника;

— приобретать творческий опыт и новые умения в на­блюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета).
26 Портрет в изобразительном искусстве XX века. 1 поп-арт, модернизм, реализм. Урок-беседа с использованием учебника или урок-экскурсия по выставке детских работ. — получать представление о задачах изображения чело­века в европейском искусстве XX века, запоминать имена известных мастеров;- получать представление о развитии портрета в отече­ственном искусстве XX века;

— приводить примеры известных картин-портретов оте­чественных художников, уметь рассказывать об их содержа­нии и композиционных средствах его выражения;

— интересоваться современным изобразительным искус­ством.
 ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ (8 ЧАСОВ)

 
27 Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. 1 виды изобразительного искусства, жанры изо­бразительного искусства, предмет изображения, содержание произведения, пейзаж, мотив пейзажа.Пространство, ракурс, точка зрения, линия гори­зонта, перспектива. Беседа. Графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений. — называть жанры в изобразительном искусстве;- понимать разницу между предметом изображения, сю­жетом и содержанием изображения;

— уметь объяснять, почему изучение развития жанров в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изме­нения в видении мира и ценностной системы в культуре;

— уметь рассуждать о том, как, изучая историю изобра­зительного жанра, мы расширяем рамки собственных пред­ставлений о жизни, свой личный жизненный опыт.

— получать представление о различных способах изо­бражения пространства, о перспективе как средстве выра­зительности в изобразительном искусстве;

— рассуждать о разных способах перспективы как выра­жении различных мировоззренческих смыслов в искусстве;

— различать в произведениях искусства различные спо­собы изображения пространства;

— наблюдать и воспринимать пространственные сокра­щения уходящих вдаль предметов;

— приобретать навыки изображения перспективных со­кращений, делая зарисовки наблюдаемого пространства.
28 Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. 1 Линейная перспектива, точка зрения, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива. Изображение пейзажа ограниченной палитрой цветов с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы (только черная или белая гуашь). — объяснять понятия: картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии. — различать высокий и низкий горизонт и характеризо­вать его как средство выразительности в произведениях изо­бразительного искусства;

— объяснять правила воздушной перспективы;

— приобретать простые навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздуш­ной перспективы.
29 Пейзаж – большой мир. 1 Пространство картины, формат, высота горизон­та, эпический пейзаж, романтический пейзаж. Изображение эпического пейзажа «Дорога в большой мир» или «Путь реки». — приобретать знания о создании эпического и романти­ческого образов природы художниками западноевропейского и русского искусства;- учиться различать и характеризовать эпический и ро­мантический образы в пейзажных произведениях (живопись, графика);

— творчески рассуждать, опираясь на полученные пред­ставления и своё восприятие, о средствах создания художни­ком эпического и романтического образов в пейзаже;

— экспериментировать на основе правил линейной и воз­душной перспективы в процессе изображения большого при­родного пространства.
30 Пейзаж настроения. Природа и художник. 1 Пейзаж настроения,  состояние в пейзаже, колорит, освещение, пленэр, импрессионизм. Создание пейзажа настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. — получать представление о развитии понимания красоты природы и новых средствах выразительности в живописи XIX в.;- характеризовать особенности направлений «импресси­онизм» и «постимпрессионизм»;

— учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

— приобретать творческий опыт колористического ви­дения и создания живописного образа природы (в котором выражены эмоциональные переживания человека).
31 Пейзаж в русской живописи. 1 Лирический пейзаж, пейзаж-картина. Работа над пейзажем на темы: «Страна моя родная» или «Дали моей Родины», «Поэтический образ природы», «Весенний мотив» (по выбору учащихся). — получать представление об истории развития жанра пейзажа в русской живописи;- называть имена великих русских живописцев и узна­вать известные картины А. Г. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана;

— характеризовать особенности понимания красоты оте­чественной природы в творчестве И. И. Шишкина, И. И. Леви­тана;

— уметь рассуждать о значении образа отечественного пейзажа для развития чувства Родины;

— приобретать умения и творческий опыт в процессе создания живописного образа пейзажа своей Родины;

— принимать посильное участие в сохранении памятни­ков российской культуры.
32 Пейзаж в графике. 1 Графический пейзаж, набросок, зарисовка, стан­ковый рисунок. Создание графического пейзажа на тему: «Весеннее пробуждение природы», «Весна в городе», «Весенние воды». — получать представление о произведениях графическо­го пейзажа в отечественном и западноевропейской искусстве;

— уметь рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности произведений пейзажной графики, об об­разных возможностях различных графических техник;

— приобретать навыки наблюдательности, поэтического видения окружающего мира путём создания графических за­рисовок;

— приобретать навыки рисунка и композиции в процессе создания пейзажных зарисовок.
33 Городской пейзаж. 1 Городской пейзаж, ведута. Зарисовки города, панорама, коллективное панно. Работа над графическими зарисовками города на темы: «Мой город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал». — получать представление о развитии жанра городского пейзажа в отечественном и западноевропейском искусстве;- приобретать навыки восприятия, эстетического пере­живания образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа;

— приобретать композиционные навыки, навыки на­блюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

— овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа;

— приобретать коммуникативный опыт в процессе вы­полнения коллективной творческой работы.
34 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и символ. 1 Художественное произведение, его мир.  Художественный образ, эпоха, стиль, направ­ление в искусстве, творческая индивидуальность художника. Организация итоговой выставки (вернисаж или праздник  искусства). Экскурсия по выставке работ года. — уметь рассуждать о месте и значении изобразительно­го искусства в культуре, в жизни общества, в жизни каждого человека;- получать представление о взаимосвязи реальной дей­ствительности и её художественного изображения, т. е. худо­жественного образа;

— объяснять творческий и деятельностный характер про­цесса восприятия произведений искусства;

— узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года;

— участвовать в дискуссиях по теме учебного года;

— участвовать в обсуждении творческих индивидуаль­ных и коллективных работ учащихся, проектов, выполненных

. в учебном году.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014