Рабочая программа по информатике 9 класс Угринович

Рабочая программа по информатике для 9 классов, составленная по Угриновичу включает 68 часов — 2 часа в неделю. Ознакомится с рабочей программой можно в специальном окне ниже:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов — интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8- 9 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010». с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

 

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

 

Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые — в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики — дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса издаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов — интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение информатики в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Тематическое и поурочное планирование составлены в соответствии с учебником «Информатика и ИКТ» для 9 класса, Н.Д. Угринович, 2012 год.

В связи с тем, что в течении учебного года возможно сокращение учебных часов в связи с выездом на курсы повышения квалификации, из-за карантина может измениться распределение часов по отдельным темам.

 

Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемниковинформации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
    • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
    • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
    • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
    • создавать записи в базе данных;
    • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронные) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);
  • проведения компьютерные экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсовобщества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

 

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов — интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 

Учебно-методический комплекс (УМК)

Тематическое планирование составлено к УМК Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ»- М: БИНОМ, с 2012 года на основе Федерального компонента государственного стандарта основной школы с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в ПРОГРАММАХ общеобразовательных учреждений: Информатика и ИКТ. 7 класс. Информатика и ИКТ. 8 класс. Информатика и ИКТ. 9 класс. Информатика и ИКТ. 10 класс. Информатика и ИКТ. 11 класс. / автор Н.Д. Угринович — М: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012. -178с).

 

Содержание обучения

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и НЗВ.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа № 4 «Анимация».

Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации». Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». Практическая работа № 7  «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации».

  1. Кодирование и обработка текстовой информации

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

Компьютерный практикум

Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».

Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».

  1. Кодирование и обработка числовой информации

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные, параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов». Практическая работа №  19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

Практическая работа № 21 «Проект «Переменные»».

Практическая работа № 22 «Проект «Калькулятор»».

Практическая работа № 23 «Проект «Строковый калькулятор»».

Практическая работа № 24 «Проект «Даты и время»».

Практическая работа № 25 «Проект «Сравнение кодов символов»».

Практическая работа № 26 «Проект «Отметка»».

Практическая работа № 27 «Проект «Коды символов»».

Практическая работа № 28 «Проект «Слово-перевертыш»».

Практическая работа № 29 «Проект «Графический редактор»».

Практическая работа № 30 «Проект «Системы координат»».

Практическая работа № 31 «Проект «Анимация»».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».

  1. Моделирование и формализация

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 32 «Проект «Бросание мячика в площадку»». Практическая работа № 33 «Проект « Графическое решение уравнения»». Практическая работа № 34 «Проект « Распознавание удобрений»». Практическая работа № 35 «Проект «Модели систем управления»».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 5 по теме «Моделирование и формализация».

  1. Информатизация общества

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 6 (итоговая).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Критерий оценки выполнения практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена.

Календарно-тематический план преподавания курса

Информатика и ИКТ

9 класс

Тема Глава, параграф, страницы Дата Приме чание
Кодирование и обработка  графической и мультимедийной информации — 15 часов
1 Правила техники безопасности при работе в компьютерном         классе. Кодирование графической информации. § 1.1.1 — 1.1.2 Стр10-52
2 Кодирование графической информации. §1.1.3
3 Практическая работа №1 «Кодирование графической информации».
4 Растровая и векторная графика. §1.2.1-1.2.2
5 Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора § 1-3.1
6 Практическая работа №2 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе §1.323
7 Работа с объектами в векторных графических редакторах 1.3.3
8 Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе §1.3.3
9 Практическая работа №3 Создание рисунков в векторном графическом редакторе
10 Растровая и векторная анимация. §1.4
11 Практическая работа №4 Анимация
12 Кодирование и обработка звуковой информации Практическая работа №5 Кодирование и обработка звуковой информации §1.5
13 Цифровое фото и видео.

Практическая работа №6 «Захват цифрового

фото и создание слайд-шоу»
§1.6
14 Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
15 Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической

информации»
Кодирование и обработка текстовой информации — 9 ч
16 Кодирование текстовой информации. Практическая работа №7 Кодирование текстовой информации. §2.1
17 Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов. Практическая работа №8 Вставка в документ формул §2.2-2.4
18 Форматирование документа. §2.5
Практическая работа №9 Форматирование символов и абзацев
19 Включение в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов.
20 Практическая работа №10

Создание и форматирование списков.
21 Таблицы.

Практическая работа №11

Вставка     в     документ     таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
§2.6
22 Компьютерные словари и системы машинного

перевода текстов.

Практическая работа №12

Перевод текста с помощью компьютерного

словаря.
§2.7
23 Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №13 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. §2.8
24 Зачетная   практическая   работа   по теме «Кодирование    и    обработка текстовой информации»
Кодирование     и     обработка числовой информации -10 ч
25 Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. §3.1.1
26 Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. §3.1.2
27 ------------------- _-------------------------------------- 9--------------------------

Электронные таблицы. Основные типы данных.
§3.2.1-3.2.2
28 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. §3.2.3
29 Практическая работа №15 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
30 Встроенные функции. Практическая работа №16 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. §3.2.4
31 Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм. Практическая работа №17. Построение диаграмм различных типов. §3.3
32 Базы данных в электронных таблицах. Практическая работа №18 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» §3.4
^33 Повторение темы
34 Контрольная работа №3 Кодирование и обработка числовой информации.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования — 20 ч
35 Алгоритм и его формальное исполнение. §4.1
36 Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке §4.2
37 Практическая работа № 19 Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
38 Переменная: тип, имя, значение Практическая работа №20 Проект «Переменные» §4.3
39 Арифметические, строковые и логические выражения §4.4
40 Практическая работа №21 Проект «Строковый калькулятор»
41 Функции в языках объективно-ориентированного и процедурного программирования. Практическая работа № 22 «Дата и время» §4.5
42 Линейный алгоритм §4.2.1
43 Практическая работа № 23 Проект « Калькулятор»
44 Алгоритмическая структура «Ветвление» 4.2.2
45 Практическая работа № 24 Проект «Сравнение кодов символов»
46 Алгоритмическая структура «Выбор» §4.2.3
47 Практическая работа № 25 Проект «Отметка»
48 Алгоритмическая структура «Цикл» §4.2.4
49 Алгоритмическая структура «Цикл» Практическая работа № 26 Проект «Коды символов» §4.2.4
50 Практическая работа №27 Проект «Слово-перевертыш»
51 Графические возможности объе ктивно-ориентированного языка программирования. §4.7
52 Практическая работа № 28 Проект «Графический редактор»
53 Основы объектно-ориентированного программирования
54 Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и программирования»
Моделирование и формализация -10 ч
55 Моделирование, формализация, визуализация. §5.1-5.2.1
56 Материальные и информационные модели §5.2.2-5.2.3
57 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. §5.3
58 Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №29 «Бросание мячика в площадку»
§5.4
59 Приближенное решение уравнений . §5.5
Практическая работа № 30 Графическое решение уравнения
60 Экспертные модели распознав&лия химических веществ.

Практическая    работа    №31 Распознавание удобрений
§5.6
61 Геоинформационные модели.

Практическая работа № 32

Проект «Модели систем управления»
62 Информационные       модели управления объектами §5.7
63 Повторение темы
64 Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»
Информатизация общества (3 ч)
65 Информационное общество §6.1
66 Информационная культура §6.2
67 Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий §6.3
68 Итоговая контрольная работа.

Перечень учебно-методических средств обучения Литература

  1. Н.Д.Угринович «Преподавание курса "Информатика и ИНКТ в основной и старшей школе "8-11 классы: методическое пособие» — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  2. Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» : учебник для 9 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  3. Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В.Макаровой. — СПб.: Питер, 2007
  4. Информатика 7-9... Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. — СПб.: Питер, 2007

Скачать рабочую программу можно нажав по кнопке:
Скачать бесплатно

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014