Профессиональная ориентация младших школьников

Подготовка к осознанному выбору профессии — неотъемлемая часть всестороннего развития личности. Это сложный и длительный процесс, который осу­ществляется на всех этапах обучения школьников с уче­том их психологических и возрастных особенностей. «Не в средних, а в младших классах надо начи­нать знакомить ребенка с лучшими людьми труда, на доступном уровне вводить в увлекательный мир современной техники и науки. С малолетства каждый должен знать, что все в жизни создается трудом, учиться упорстзу в достижении поставленной цели, нравственной дисциплине и организованности» (Прав­да. 1986. 6 апр.).

Начальная школа призвана дать учащимся перво­начальное представление о роли труда в жизни обще­ства; воспитывать интерес и уважение к любому труду и людям труда; дать представления о профессиях, доступных пониманию детей, труде родителей; созда­вать учащимся условия для доступной пробы сил в разных видах трудовой деятельности; формировать навыки коллективной работы; осуществлять системати­ческое изучение личности младших школьников.

Решая задачи профессиональной ориентации, необ­ходимо учитывать психологические особенности млад­ших школьников: эмоциональность, восприимчивость, впечатлительность, желание общаться со взрослыми, подражать им. Младшие школьники стремятся участ­вовать в активной деятельности, с удовольствием вы­полняют трудовые поручения. Поэтому следует от­бирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют специфике этого возраста, вносить в них элементы романтики, игры, творчества.

Основную информацию о труде людей младшие школьники получают в процессе изучения основ наук. Учебный материал позволяет показать взаимосвязь и необходимость для общества всех видов труда. В ряде тем по разным предметам имеются возможности для более подробного знакомства с трудом родителей. Кроме того, умело используя материал учебников, можно дать и некоторые сведения о качествах лич­ности, необходимых для овладения будущей профес­сией.

Раскроем некоторые профориентационные возмож­ности учебного процесса в начальных классах на при­мере ряда тем по чтению, природоведению, русско­му языку, математике, трудовому обучению.

Изучение художественных произведений, включен­ных в тему «Великая радость — работа» (чтение, I класс), способствует формированию у младших школьников представления об общественной значи­мости труда, убеждения в необходимости учиться, чтобы овладеть в будущем любой специальностью. Учащиеся получают некоторые знания о содержании профессий столяра, плотника, врача, шофера, ма­ляра, пекаря, кондитера, инженера и др. При этом учитель может использовать такие формы и методы работы, как беседа, рассказы детей о профессиях с указанием материалов, инструментов, трудовых дей­ствий, результатов труда, игры «Чей это инструмент?» «Угадай профессию» и др.

При работе над темой «Славим Родину трудом» (чтение, II класс) у учащихся конкретизируются понятия «работать по-коммунистически», «трудовая честь», «передовик производства», «план», «произво­дительность труда», пополняются знания о профес­сиях монтажника, каменщика, пекаря, сапожника, агронома. Учитель при подготовке к урокам по этой теме может использовать дополнительную литературу, материалы о передовиках производства.

Изучение произведений о людях труда становится более эффективным, если использовать дополнитель­ный материал, собранный самими учащимися. Он мо­жет быть оформлен в виде альбомов или стендов: «Труд вокруг нас», «Папы и мамы на работе», «Кем быть?», «По труду и честь» и др.

В процессе изучения природоведения во 11—111 клас­сах дети знакомятся с сезонным трудом людей, за­нятых в сельском хозяйстве (хлеборобов, садово­дов, овощеводов, животноводов), работой некоторых машин и механизмов, облегчающих труд земледель­цев и животноводов. Уроки природоведения позво­ляют воспитывать уважение к труженикам села, же­лание заниматься физическим трудом, бережное отно­шение к продуктам питания. Младшие школьники получают некоторые агротехнические сведения о правилах выращивания цветочной рассады, уходе за ком­натными декоративными растениями, их размножении и др.

В ходе работы над темой «Полезные ископаемые» у детей формируются понятие «общественная значи­мость труда», знания о профессиях геолога, гончара, сталевара, шахтера, нефтяника и др. В процессе изу­чения темы «Наша Родина на глобусе и карте. Раз­нообразие природы нашей Родины» расширяется профориентационный кругозор, учащиеся получают знания о зависимости труда людей от природных условий. Знакомя их с темой «Использование й охра­на природы человеком», можно рассказать о труде лесничих, егерей, работников рыбнадзора и т. д.

Немалыми профориентационными возможностями обладают уроки русского языка. Содержание многих упражнений обогащает представления учащихся о не­которых трудовых процессах, результатах труда; маши­нах, механизмах, инструментах, используемых людьми той или иной профессии. Важно при этом обращать внимание учащихся не только на грамматические явления, но и на смысловую сторону материала, с ко­торым они работают.

В целях профориентации возможно использовать следующие формы и методы работы на уроках русско­го языка: словарная работа (разъяснение смысла слов, обозначающих названия профессий, инструментов, ма­шин, механизмов и т. д.); составление словаря про­фессий и использование его при изучении различных грамматических понятий (например, при изучении тем «Имя существительное», «Глагол» можно давать сле­дующие задания: пользуясь словарем, выписать назва­ния профессий людей, которые трудятся на стройке, в колхозе, на заводе и т. д.; указать названия орудий труда, механизмов, которыми пользуются люди той или иной профессии; к существительным, обозна­чающим профессии, подобрать глаголы, раскрываю­щие их содержание или прилагательные, характе­ризующие качества личности труженика, и др.); опи­сание иллюстраций на трудовую тему; сочинения о тру­де («Мамы разные нужны», «Что я умею делать своими руками», «Вместе с папой помогаем маме», «Мама и папа на работе», «Почему все люди трудятся?», «Мое любимое занятие», «На кого я хочу быть похо­жим») и др.

В некоторых случаях уместно использовать допол­нительный материал о передовиках производства, ге­роях труда. Так, при изучении и повторении темы «Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей» можно кратко рассказать о бригаде комму­нистического труда базового предприятия, записать фамилии, имена, отчества ее членов.

На уроках математики учащиеся получают сведения о труде людей различных специальностей: продавца, шофера (при ознакомлении с зависимостями между различными величинами: цена, количество, стоимость, скорость, время, путь) и др. Кроме того, в процессе изучения математики младшие школьники приобре­тают ряд практических умений и навыков, которые используются ими в процессе выполнения заданий на уроках труда: измерительных (длина отрезков, пло­щадь фигур); вычислительных (действия над натураль­ными числами); конструкторских (разметка с помощью линейки); учатся пользоваться линейкой, циркулем, угольником.

Таким путем у младших школьников конкретизи­руются представления о ряде массовых профессий. Они знакомятся с понятием «производительность тру­да», получают представления о нормах выработки некоторых видов продукции, первоначальные знания об отдельных технологических процессах (получение сахара, изготовление сыра, производство кирпича и др.).

Особое значение в подготовке школьников млад­ших классов к будущей трудовой деятельности имеют уроки труда. В программе трудового обучения уча­щихся I—IV классов общеобразовательной школы ука­зано на необходимость расширения трудового опыта детей, их знаний о производственной деятельности взрослых. Выдвинута задача ознакомить младших школьников с элементами техники и доступными для понимания детей профессиями (прядильщица, ткач, крановщик, картонажник, сборщик бумажных изделий, швея, швея-мотористка, закройщица, столяр, плотник, резчик, чеканщик, вышивальщица, цветовод и др.). Начальная профориентация осуществляется во время бесед, экскурсий, показа диафильмов, диапозитивов и кинофрагментов, на уроках труда проявляется вза­имосвязь познавательной и трудовой деятельности. Например, дети знакомятся с правилами сбора, хра­нения и проращивания семян, обработки почвы для посева, ухода за растениями и одновременно по­лучают практические навыки, работая на пришкольном участке  (тема   «Выращивание  растений»,   II класс).

В III классе школьники работают с различными материалами, занимаются техническим моделировани­ем. Они собирают из деталей электроконструктора и карманных батареек модель светофора и др. В про­цессе работы дети получают общетрудовые знания и умения (работа по чертежу, выполнение необходи­мых расчетов, планирование работы, соблюдение пра­вил культуры труда, техники безопасности). Изготов­ление технических игрушек, моделей и макетов по образцам, простейшим техническим рисункам и черте­жам, по заданным размерам направляет мысль детей, развивает их воображение.

Программа по трудовому обучению в начальной школе предусматривает и коллективные формы ра­боты. Учащиеся учатся трудиться сообща, у них вос­питываются чувства товарищества, коллективизма, уме­ние работать по общему плану, согласовывать свои действия с действиями других, помогать отстающим. Примером может служить выполнение всеми школьни­ками класса заданий по заказам предприятий и ор­ганизаций (изготовление конвертов, коробок, этикеток, бирок и т. д.). В этом случае работу на уроке можно построить по аналогии с производственным процессом.

Внеклассная работа по профориентации в начальной школе строится с учетом возрастных психологических особенностей младших школьников. Проводятся утрен­ники о труде, викторины «Знаешь ли ты рабочие про­фессии?», «Чей это инструмент?», заседания клуба «почемучек», устные журналы, беседы с представи­телями разных профессий, ролевые игры «На желез­ной дороге», «Почта», «Магазин». Дети совершают воображаемые путешествия по комсомольским строй­кам нашей страны, принимают участие в субботниках и воскресниках, экскурсиях.

Экскурсиям принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению младших школьников с тру­дом взрослых. Во время живого общения с людьми, занятыми на производстве, они знакомятся с особен­ностями их труда, видят слаженность в работе. Экскурсии часто побуждают детей к игровой деятельности, использованию атрибутов различных профессий.

Для работы по профориентации необходимо при­влекать родителей. Например, они могут помочь про­вести экскурсию, беседу о конкретной профессии, оформить стенды и альбомы о труде людей и т. д.

С целью формирования у младших школьников не­которых практических умений, доступной пробы сил можно использовать специальные ситуации, которые включают познавательную, игровую и трудовую дея­тельность. При этом ребенок сам должен добывать некоторые сведения о профессиях по определенному плану (замысел, материалы, инструменты, трудовые действия, результат труда), участвовать в играх, со­держащих элементы профессиональной деятельности. Ситуации строятся по следующей схеме: вступи­тельная беседа учителя с целью пробуждения инте­реса учащихся к профессии (например, повара, парик­махера, портного); организация поисковой работы школьников; выполнение ими творческих заданий, практическая проба сил в игре с элементами про­фессиональной деятельности.

При проведении вступительной беседы необходимо использовать яркий фактический материал о профес­сиях. Показателем ее эффективности можно считать появление у детей желания обсуждать полученные сведения друг с другом, обращаться к учителю, ро­дителям с вопросами.

На следующем этапе учащиеся получают задания собрать сведения о той или иной профессии из про­читанных книг, бесед с родителями и с их помощью оформить в виде альбома или стенда. Давая творче­ские задания, можно предложить сделать рисунок, написать или устно составить небольшой рассказ о профессии, выполнить поделки для выставки. В пись­менных творческих работах младших школьников часто находят отражение не только знания о профессиях, но и попытки осмыслить свой личный опыт. Вот, напри­мер, отрывок из рассказа ученика II класса Сере­жи И. о профессии повара: «Я дома попробовал как-то сделать салат. Получилось не очень вкусно, потому что я накрошил туда всего подряд. Но папа и мама съели с удовольствием и меня хвалили. А сам я понял, что поваром быть интересно и полезно, только нужно хорошо научиться».

Завершающий этап — проведение праздника «Когда я вырасту...», во время которого учащиеся вклю­чаются в активную практическую деятельность — пробу сил или ролевую игру, имитирующую конкрет­ную профессию.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014