Преобразование изображений (8 класс)

Необходимость повышения уровня графических знаний обусловлена потребностями современного производст­ва, развитием науки и техники. Сегодняшним школьникам завтра предстоит заменить старших у станков-автоматов, штурвалов самолетов, за диспетчерскими пуль­тами; им придется управлять процессами, не поддающимися непосредственному наблюдению на основе образнознаковых моделей. Подобные виды деятельности требуют особых ка­честв личности: внимания, развитых пространственных пред­ставлений, подвижности мышления. Формированию этих ка­честв способствуют специальные учебные задачи и упраж­нения, связанные с преобразованием пространственных свойств предметов, которые следует применять на всех этапах обучения.

В задании на выполнение сечений (рис. 1) сначала нужно мысленно изменить положение детали, расположив ось го­ризонтально, а плоскость 1 параллельно фронтальной плоскости проекций, затем выполнить эскиз или чертеж детали в новом положении. После этого один из видов на чертеже преобразуют в сечение. При этом учитель предлагает самостоятельно определить место, где необходи­мо показать сечение. В заключение учащиеся наносят раз­мерные линии, знаки диаметра и квадрата.

preobrazovanie-izobrazhenij

Тема «Разрезы» — одна из основных в курсе черчения. Насколько успешно учащиеся усвоят ее, будет зависеть и уровень их графической подготовки в целом. Большую пользу могут здесь принести небольшие упражнения с различной подачей исходного материала.

Задание, представленное на рис. 2, предназначено для закрепления изученного материала. Перед тем как присту­пить к выполнению разрезов, учащимся надо мысленно вы­полнить преобразование пространственного положения изоб­раженной детали. При этом выделенная штриховкой грань должна расположиться параллельно горизонтальной плос­кости проекций. Поворачивать деталь целесообразно от себя. Выбрать главный вид учащимся предстоит самостоятельно.

Задание на рис. 3 также предусматривает выполнение чер­тежа, содержащего разрезы. В данном случае надо мысленно соединить разрозненные части в единое целое. Направление соединения частей указано стрелками, а места присоедине­ния выделены штриховкой. В результате такого преобразова­ния получается единая деталь, эскиз (или чертеж) которой и предлагается выполнить учащимся.

preobrazovanie-izobrazhenij-2

Преобразования, которые надо выполнить в задании на рис. 4, заключаются в следующем: элемент 1 поворачи­вают и накладывают на элемент 2 таким образом, чтобы его верхняя грань совпала с отпечатком, выделенным штрихов­кой. После мысленного преобразования формы детали вы­полняют чертеж (эскиз) в необходимом числе изображений с применением разрезов.

На рис. 5 условие дано не простым изображением, а чертежом. Первый этап выполнения задания — предста­вить форму детали по чертежу. Затем ее надо мысленно повернуть таким образом, чтобы главный вид соответство­вал направлению, указанному стрелкой. Чертеж (эскиз) дол­жен содержать три изображения, одно из которых разрез. При этом соединяют половину вида с половиной разреза. Для слабо успевающих учеников задание может быть несколь­ко упрощено:  представлено  не двумя,  а тремя видами.

preobrazovanie-izobrazhenij-3

Задание на рис. 6 можно назвать комбинированным, поскольку оно включает различные преобразования:

  1. цилиндрическую бобышку заменить цилиндрическим сквозным вырезом такого же диаметра;
  2. в продольном пазе (внизу) заменить наклонные грани вертикальными;
  3. призматическое отверстие в стенке детали заменить ци­линдрическим;
  4. симметрично цилиндрическому отверстию в передней стенке детали выполнить такое же отверстие в другой стенке.

Условие его будет понятно учащимся лишь в том случае, если они хорошо ориентируются в названиях элементов детали. Выполнив мысленно указанные преобразования, уча­щиеся строят соответствующий чертеж (эскиз) с примене­нием разрезов. Чтобы сократить время на его выполнение, целесообразно использовать кальку или другой прозрачный материал.

preobrazovanie-izobrazhenij-4

Подобные задания могут применяться и в качестве конт­рольной работы, которая должна выявить знания учащихся по теме. По указанию учителя они могут выполнить и аксонометрическую проекцию или технический рисунок с применением выреза.

Весьма важен и довольно сложен для учащихся материал о резьбовых соединениях деталей. Задания на эту тему могут быть более содержательными, если использовать простран­ственные преобразования изображений.

На рис. 7 показаны задания на выполнение эскиза резь­бового соединения двух деталей. Деталь 2 надо повернуть таким образом, чтобы ее ось расположилась горизонтально и совпала с осью детали 1. Положение детали 1 меняться не должно. На чертеже указаны только основные размеры, по­этому при выполнении эскиза следует соблюдать пропор­циональное отношение частей детали. Эскиз учащиеся вы­полняют с применением разреза.

preobrazovanie-izobrazhenij-5

Задания на преобразование изображений сравнительно не­давно вошли в практику черчения. Их умелое использова­ние обеспечит развитие динамических пространственных представлений у школьников, творческого подхода к работа.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014