Построение изображений в аксонометрических проекциях в 7 классе

Построение учащимися аксонометрических проекций или технических рисунков введено в условия четырех обязатель­ных заданий минимума графических и практических работ, предусмотренного программой. Однако фактически на эти построения в VII классе отводится более половины учебного времени.

Выполнение аксонометрических проекций способствует развитию у школьников образного мышления и простран­ственных представлений, имеющих большое значение во всех сферах человеческой деятельности.

Наши многолетние наблюдения позволяют утверждать, что при выполнении наглядных изображений учащиеся сталки­ваются со значительными затруднениями, особенно в выборе рационального способа построения. Аксонометрические изо­бражения они строят одним из следующих способов: от фор­мообразующей плоской фигуры; последовательным наращи­ванием или удалением конструктивных частей детали; и нако­нец, комбинированным. Последовательному ознакомлению с ними учащихся должно быть уделено на уроках черчения пристальное внимание.

На конкретных примерах объясняется необходимость пра­вильного выбора вида аксонометрии или верного поворота детали с целью наибольшей наглядности изображения и простоты исполнения.

В своей практике мы используем с этой целью показанную ниже схему. По ней объясняем школьникам, что для пра­вильного выбора способа построения аксонометрического изображения предмета надо выполнить следующие пять дей­ствий. По исходным данным рассмотреть форму предмета, которая в чертежах семиклассников почти всегда бывает плоскогранной или плоскогранной с криволинейными элементами. Затем определить расположение частей предмета (в од­ной, двух или более плоскостях) и характерные особенности каждой. Изображенные на чертежах предметы могут быть с выступами, вырезами, срезами или с частями другой формы. В зависимости от характерных особенностей и расположения частей выбирается предпочтительный вид аксонометрическо­го изображения предмета данной формы.

Схема определения вида и способа посроения изображени предмета

В качестве примера рассмотрим последовательность рассуждений при построении детали «Упор» (рис. 1а). По форме этот предмет является плоскогранным с криволинейными частями, которые расположены в одной плоскости. Внизу имеются призматические вырезы и вверху — углубление с закруглением. Аксонометрические изображения таких пред­метов строятся способом последовательного удаления конст­руктивных элементов. По схеме определяем, что для данного случая предпочтительным видом изображения является ди­
метрия (рис. 1 б). Одновременно надо подчеркнуть, что на­глядное изображение данного предмета может быть выпол­нено и в изометрии, но построение овалов в этом случае значительно сложнее, чем окружности при диметрии.

рисунок 1

Если надо построить наглядное изображение детали «При­жим» (рис. 2а),то вначале определяем его форму — плоско­гранная. Части расположены в разных плоскостях. Имеются выступы, вырезы и срезы. Следовательно, способ построения будет комбинированным. Для большей наглядности данное изображение надо выполнить в изометрии (рис. 26).

рисунок 2

Предлагаемая методика проведения уроков, связанных с построением наглядных изображений предметов в аксоно­метрических проекциях, способствует развитию у школьников самостоятельности, приучает к самоконтролю, обеспечивает сознательный выбор вида и способа построения аксонометри­ческого изображения.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014