Подбор творческих заданий на занятиях по техническому труду

Школа призвана настойчиво развивать способности, поощрять самостоятельное творчество учащихся. Это в полной мере относится и к урокам труда.

Для формирования у школьников оригинального технического мышления я вот уже ряд лет привлекаю их к решению конструкторско-технологических задач, непосредственно связанных с изготовлением различных изделий в соответствии с учебной программой. Выпол­нение работы они оформляют в тетради в виде черте­жей, эскизов, рисунков, текстовых пояснений, а в от­дельных случаях представляют модели. Чтобы был ви­ден ход творческого поиска, в тетрадь вносятся все черновые и предварительные наброски.

Прежде чем давать задание на конструирование, на­до ознакомить учеников с некоторыми общими требо­ваниями, предъявляемыми к любой конструкции: функ­циональностью (достаточная прочность, удобство в экс­плуатации), технологичностью (легкость в изготовле­нии), экономичностью (малые затраты времени и ма­териалов, низкая стоимость), эстетичностью (привлека­тельный внешний вид изделия).

Затем можно предложить ряд заданий на конструи­рование с указанием конкретных требований. Напри­мер, задание 1. Сконструировать из металла толщиной 1,5 мм подвеску для школьных стендов, имеющих вес 8 кг. В свободное от занятий время школьники опре­деляют, какую выбрать форму изделия, делают его эскиз, проставляют необходимые размеры, а затем вы­полняют чертеж в одной проекции и масштабе 1:1. На следующем уроке каждый школьник по своим чер­тежам самостоятельно изготовляет подвеску. Естествен­но, что по ходу конструирования и выполнения зада­ния у школьников возникает много вопросов. Чтобы ответить на них и показать характерные ошибки, надо на доске вычертить эскиз готового изделия и проана­лизировать ход мысли одного из конструкторов.

Потом следует дать оценку каждому изделию и вы­ставить оценки: за конструктивную разработку и тех­ническое исполнение. При этом необходимо учитывать, что требования к конструкции нередко оказываются противоречивыми. Например, менее эффективная фор­ма может оказаться значительно более технологичной и т. п.

Задание 2. Разработать подвеску для стенда с креплением к рейке одним шурупом, что экономичнее и проще для применения, обеспечив неподвижность за счет ее конструкции (в предыдущем задании креп­ление обеспечивалось двумя шурупами).

Задание 3. Сконструировать фиксатор для закрепле­ния клина на столярном верстаке, предотвращающий его самопроизвольное выпадение из гнезда. Если ра­ционального решения не будет найдено, можно реко-мендоеать в качестве фиксатора резину.

Задание 4. Разработать конструкцию приспособления (ручку) для закрепления плоских надфилей. Поскольку названный инструмент хрупок, часто ломается, порта­тивное зажимное приспособление дало бы возмож­ность при поломке использовать для обработки деталей оставшуюся рабочую часть надфиля.

Задание 5. Выполнить чертеж (эскиз) приспособле­ния, позволяющего использовать плашкодержатель как для плашек М8, так и М10.

Задание 6. Сконструировать приспособления для за­крепления плоских металлических заготовок толщиной 1,5—3 мм или для гибки проволоки (если из нее пред­полагается изготовлять детали).

Задание 7. Предложить эскиз крючка, с помощью которого можно было бы фиксировать рамы при от­крывании окон.

Задание 8. Изготовить по своим чертежам лобзик (или слесарную ножовку) оригинальной конструкции.

Задание 9. Разработать конструкцию валика для ма­лярных работ.

Предлагаемые нами задания в основном ориентиро­ваны на учащихся VI—VIII классов. Однако, разумеется, возможно развитие технических способностей и у более младшего школьного возраста. На наш взгляд, в методике работы с учениками I—V классов должны быть учтены следующие особенности:

1) неосведомленность их в вопросах обработки древесины и металла различными инструментами; 2) большая подвижность, непоседливость, обусловлен­ная возрастом; 3) незначительные познания в черче­нии и выполнении технических рисунков; 4) неуемная фантазия и возрастное тяготение к игрушкам:

Для младших школьников в мастерских все ново, а первые шаги в творчестве требуют повышенного умст­венного напряжения, даже большего, чем на иных уроках. Сам метод формирования творческих спо­собностей у этих учащихся остается прежним: поста­новка на уроках заранее составленных вопросов и за­даний, поиск ответа на которые развивает техническую смекалку; выполнение учениками творческих заданий примерно такого типа:

  1. От доски отпилить рейку длиной 400 мм. Одни ученики закрепляют заготовку, оставляя свободным конец длиной 450 мм, другие — длиной в 120—150 мм. При проверке нужно выяснить, кто более рационально закрепил заготовку и почему.
  2. Сконструировать простое приспособление для за­бивания мелких гвоздей длиной 6—10 мм, исключаю­щее травму пальцев. Приемлемых решений может быть много:  полоска ватмана, магнит и др.

За 2—3 недели до изучения темы «Изготовление предметов, содержащих детали из фанеры, проволоки и тонкого листового металла», можно предложить уча­щимся разработать игрушки собственной конструкции.

Определенный эффект дает конструирование таких объектов, как модели кораблей, яхт, лодок, наземных транспортных средств, различных машин, хоккейных клюшек и т. д. Эти задания особенно продуктивны для развития творческой фантазии и рационализатор­ской мысли учащихся.

Элементы творчества могут быть внесены и в раздел «Электротехнические работы». Например, учитель вы­черчивает на доске (ученики в тетрадях) электрическую схему, на которой изображены 3 лампочки, батарейка и переключатель на 3 положения. Порядок соединения проводов не указывается. Школьники должны самостоя­тельно соединить на схеме все элементы так, чтобы поочередно зажигалась только одна лампочка. По­скольку у многих учащихся при выполнении задания возникнут затруднения, им нужно порекомендовать продолжить эту работу дома. Решая аналогичную зада­чу в условиях мастерских, целесообразно использо­вать набор «Электроконструктора». Темой для само­стоятельной лабораторной работы может стать изуче­ние устройства выключателей, вилок, электрических пат­ронов.

В чем же заключается сущность и своеобразие ис­пользуемой нами методики развития творческих спо­собностей детей? За основу мы взяли такие принципы:

  1. Творческие задания разрешается выполнять в до­машних условиях. Благодаря этому учащиеся получают возможность тщательно рассмотреть несколько вари­антов решения и выбрать наилучший из них.
  2. Устанавливается оптимальный срок выполнения за­даний (до 4 недель). Во избежание перегрузок учени­ков количество подобных заданий ограничено (не более чем 6 в течение года).
  3. Отрицательная оценка не ставится даже тогда, ко­гда задание выполнено на низком уровне (лучше всего в этом случае предложить ученику переделать рабо­ту). Всячески поощряются оригинальные решения, уме­ние нешаблонно, конструктивно мыслить.

На наш взгляд, было бы целесообразно выставлять две годовые оценки: по техническому труду — за ка­чество изготовления изделий и техническое творчество.

  1. Осуществляется постоянное обновление и допол­нение тем заданий по развитию творческих способно­стей школьников. Поскольку вопрос подбора таких тем для учителя труда довольно сложен, помочь ему при­званы методические объединения учителей техническо­го труда, на которых подобный опыт должен стано­виться предметом изучения, анализа и распростране­ния.

Добавим к сказанному, что логическим продолже­нием творческого процесса, начатого на занятиях по труду, служит кружковая работа учащихся. Здесь обычно занимаются ученики разных половозрастных групп. Особое внимание нужно уделить вовлечению в такие кружки девочек, поскольку на занятиях по об­служивающему труду они не имеют возможности зна­комиться с работой по металлу, древесине и т. д.

Психологический климат в кружке должен способст­вовать свободному выявлению интересов, склонностей и способностей школьников. Выбор объекта труда каж­дый ученик осуществляет самостоятельно. Чтобы за­нятия проходили продуктивно, необходимо широко использовать специальную литературу и технические журналы, которые желательно выдавать кружковцам на дом.

На первом занятии руководитель обычно предлагает членам кружка изготовить по собственному проекту любое изделие (игрушки, модели и т. д.). В крайнем случае можно воспользоваться готовыми чертежами или набором юного конструктора. Выполненные изде­лия необходимо эстетически оформить: выжечь рису­нок, покрыть краской или лаком и пр. Темы для заня­тий в кружке могут быть самыми разнообразными. Вот несколько тем, над которыми работали наши кружков­цы.

  1. Конструирование столика для фильмоскопа. Изде­лие должно быть удобным в эксплуатации, облегчаю­щим горизонтальное перемещение аппарата относи­тельно экрана. Возможен такой вариант: легкое съем­ное устройство закрепляется на спинке стула. Такая конструкция проста в изготовлении, экономична и компактна.

Если проекты кружковцев окажутся приемлемыми, то чертежи и опытные образцы нужно передать в школь­ные мастерские для массового изготовления, поскольку промышленность подобных изделий не выпускает.

  1. Изготовление складного землемерного циркуля. Его можно использовать на уроках географии (съемка местности), при проведении землеустроительных, до­рожных и других работ.
  2. Разработка конструкции портативной тумбочки, ис­пользование которой должно упростить подготовитель­ные работы, производимые перед демонстрацией учеб­ных кинофильмов.
  3. Конструирование и изготовление приспособлений для строгания тонких реек (они в большом количестве требуются при демонстрации учебных плакатов и мо­делировании).

Надо ли говорить, что предлагаемая нами система подбора заданий и тем для развития творческих спо­собностей учащихся на уроках труда и кружковых заня­тиях не претендует на универсальность. Она может быть расширена и дополнена, но непременным условием при этом остается учет возрастных возможностей и инте­ресов школьников, а также материалов-технической ос­нащенности учебных мастерских.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014