При выполнении проектно-конструкторских работ широко применяется метод плоскостного макетирования. Его использование повышает производительность труда инженеров-конструкторов, позволяет создавать проекты в более сжатые сроки. При плоскостном макетировании применяют темплеты. ГОСТ 2.002—72 определяет темплет как упрощенную ортогональную проекцию предмета с необходимыми условными обозначениями и надписями.
Метод плоскостного макетирования можно использовать в школе как на уроках черчения, так и на занятиях практикума по машиностроительному черчению, например при изучении сборочных чертежей.
При наличии готовых темплетов деталей школьники выбирают наиболее рациональные изображения для каждой детали, поясняют, как будут изменяться линии сопрягаемых деталей (например, линии резьбы) при дёталировании, определяют, какие размеры и условные обозначения при этом нужно нанести, и др. Выполняя упражнения, учащиеся должны представить последовательность сборки и демонтажа изделия, мысленно оперировать образами предметов. Таким образом, метод плоскостного макетирования способствует формированию и развитию динамических пространственных представлений, необходимых на уроках черчения и труда, а также в дальнейшей трудовой деятельности.
С помощью темплетов удобно изучать тему «Детали-рование». Учащимся, например, можно предложить сборочный чертеж пробкового крана (рис. 1). В ходе фронтальной работы они выясняют его назначение. Далее, рассматривая спецификацию и сборочный чертеж, школьники определяют, сколько и каких деталей входит в изделие. Анализируя внешнюю форму и внутреннее строение деталей, они выясняют также характер соединений, сопоставляя изображения на сборочном чертеже и на темплетах.
В процессе работы учащимся полезно напомнить некоторые правила деталирования. Например, о том, что стандартные детали не вычерчивают. Чертеж каждой нестандартной детали выполняют в наименьшем, но достаточном количестве изображений, выбирая наиболее рациональные из них. Это требование исключает копирование изображений деталей со сборочного чертежа.
Положение детали на главном виде должно соответствовать тому, какое она имеет при обработке, а это часто не совпадает с положением ее на главном виде сборочного чертежа (см. рис. 2, б; 3, б; 4).
На темплетах могут быть представлены и чертежи, являющиеся копией изображений деталей на сборочном чертеже (см. рис. 2, а; 3, а). Анализируя темплеты, учащиеся вместе с учителем выбирают нужные изображения и обосновывают свой выбор.
Можно на темплетах дать только рациональные изображения, тогда их следует сравнивать с изображениями деталей на сборочном чертеже. Например, для гайки необходимо два изображения (рис. 2, б), а для втулки достаточно одного (рис. 3, б). Для обеих деталей ось надо расположить горизонтально и на месте вида спереди поместить соединение половины вида с половиной фронтального разреза (см. рис. 2, б; 3, б). Для изображения формы пробки и рукоятки достаточно взять два вида в соединении с местными разрезами и сечениями (рис, 4, 5). Затем следует выяснить, какие размеры необходимо нанести на чертеже каждой детали.
При фронтальной работе с классом сборочный чертеж обычно вывешивают в виде плаката на доске или проецируют на экран, теплеты прикрепляют на магнитной доске.
При идивидуальной работе учитель выдает ученикам сборочные чертежи на листах стандартного формата (или использует карточки-задания) и комплекты тем-плетов к ним. Учащиеся вырезают необходимые изображения деталей и наклеивают их на листах чертежной бумаги формата 11, затем наносят размеры и выполняют основную подпись.
Аналогичные упражнения выполняют, используя «плоскостной конструктор». В его состав входят: сборочные чертежи изделий (примерно одинаковых по форме и назначению), набор чертежей нестандарти-зованных деталей, входящих в сборочные чертежи, папка с кармашками и планшетом.
Сборочные чертежи учитель подбирает из имеющейся учебно-методической литературы. Чертежи деталей вычерчивают на плотной бумаге и вырезают. Для этой цели можно использовать фотографии или черте-тежи, выполненные учащимися в предшествующие годы. Папку лучше сделать из переплета альбома по черчению. На левой ее половине (с внутренней стороны) наклеивают кармашки, куда вкладывают задания и темплеты к ним. Правая сторона представляет собой планшет, на котором составляют чертежи деталей и изделий. Для крепления темплета можно использовать эластичные нити, натянутые на планшете в горизонтальном или вертикальном направлении.
Фиксирование изображений осуществляют и другим способом. Например, к планшету прикрепляют прозрачную пленку (твердый целлофан) и вкладывают тем-плеты между нею и планшетом. В этом случае на планшете для ориентировки можно провести горизонтальные и вертикальные оси рроекций.
Плоскостной конструктор удобен тем, что его используют многократно. Но он имеет и свои недостатки: учитель должен успеть проверить все работы школьников непосредственно на уроке, так как фиксирование изображений непрочное. В том случае, когда темплеты наклеивают на листах формата 11, работы учащихся можно собрать и проверить позднее.
Использование плоскостного макетирования на уроках черчения намного ускоряет деталирование, а это дает возможность выполнить большее число заданий. Конечно, плоскостное макетирование полностью не может заменить графический способ решения задач. Эти два способа лишь удачно дополняют друг друга; использовать их надо параллельно.