Плоскостное макетирование при дёталировании сборочных чертежей

При выполнении проектно-конструкторских работ ши­роко применяется метод плоскостного макетирования. Его использование повышает производительность труда инженеров-конструкторов, позволяет создавать проек­ты в более сжатые сроки. При плоскостном макетиро­вании применяют темплеты. ГОСТ 2.002—72 определяет темплет как упрощенную ортогональную проекцию предмета с необходимыми условными обозначениями и надписями.

Метод плоскостного макетирования можно использо­вать в школе как на уроках черчения, так и на занятиях практикума по машиностроительному черчению, напри­мер при изучении сборочных чертежей.

При наличии готовых темплетов деталей школьники выбирают наиболее рациональные изображения для каждой детали, поясняют, как будут изменяться линии сопрягаемых деталей (например, линии резьбы) при дёталировании, определяют, какие размеры и условные обозначения при этом нужно нанести, и др. Выполняя упражнения, учащиеся должны представить последова­тельность сборки и демонтажа изделия, мысленно опе­рировать образами предметов. Таким образом, метод плоскостного макетирования способствует формирова­нию и развитию динамических пространственных пред­ставлений, необходимых на уроках черчения и труда, а также в дальнейшей трудовой деятельности.

С помощью темплетов удобно изучать тему «Детали-рование». Учащимся, например, можно предложить сбо­рочный чертеж пробкового крана (рис. 1). В ходе фронтальной работы они выясняют его назначение. Да­лее, рассматривая спецификацию и сборочный чертеж, школьники определяют, сколько и каких деталей вхо­дит в изделие. Анализируя внешнюю форму и внутрен­нее строение деталей, они выясняют также характер соединений, сопоставляя изображения на сборочном чертеже и на темплетах.

ploskostnoe-maketirovanie-pri-dyotalirovanii-sborochnyx-chertezhej

В процессе работы учащимся полезно напомнить не­которые правила деталирования. Например, о том, что стандартные детали не вычерчивают. Чертеж каждой нестандартной детали выполняют в наименьшем, но до­статочном количестве изображений, выбирая наиболее рациональные из них. Это требование исключает копи­рование изображений деталей со сборочного чертежа.

Положение детали на главном виде должно соответ­ствовать тому, какое она имеет при обработке, а это часто не совпадает с положением ее на главном виде сборочного чертежа (см. рис. 2, б; 3, б; 4).

На темплетах могут быть представлены и чертежи, являющиеся копией изображений деталей на сбороч­ном чертеже (см. рис. 2, а; 3, а). Анализируя темплеты, учащиеся вместе с учителем выбирают нужные изо­бражения и обосновывают свой выбор.

Можно на темплетах дать только рациональные изо­бражения, тогда их следует сравнивать с изображения­ми деталей на сборочном чертеже. Например, для гайки необходимо два изображения (рис. 2, б), а для втулки достаточно одного (рис. 3, б). Для обеих дета­лей ось надо расположить горизонтально и на месте вида спереди поместить соединение половины вида с половиной фронтального разреза (см. рис. 2, б; 3, б). Для изображения формы пробки и рукоятки достаточно взять два вида в соединении с местными разрезами и сечениями (рис, 4, 5). Затем следует выяснить, ка­кие размеры необходимо нанести на чертеже каждой детали.

При фронтальной работе с классом сборочный чер­теж обычно вывешивают в виде плаката на доске или проецируют на экран, теплеты прикрепляют на магнит­ной доске.

При идивидуальной работе учитель выдает ученикам сборочные чертежи на листах стандартного формата (или использует карточки-задания) и комплекты тем-плетов к ним. Учащиеся вырезают необходимые изобра­жения деталей и наклеивают их на листах чертежной бумаги формата 11, затем наносят размеры и выполня­ют основную подпись.

Аналогичные упражнения выполняют, используя «плоскостной конструктор». В его состав входят: сбо­рочные чертежи изделий (примерно одинаковых по форме и назначению), набор чертежей нестандарти-зованных деталей, входящих в сборочные чертежи, пап­ка с кармашками и планшетом.

Сборочные чертежи учитель подбирает из имею­щейся учебно-методической литературы. Чертежи де­талей вычерчивают на плотной бумаге и вырезают. Для этой цели можно использовать фотографии или черте-тежи, выполненные учащимися в предшествующие го­ды. Папку лучше сделать из переплета альбома по чер­чению. На левой ее половине (с внутренней стороны) наклеивают кармашки, куда вкладывают задания и тем­плеты к ним. Правая сторона представляет собой планшет, на котором составляют чертежи деталей и изделий. Для крепления темплета можно использовать эластичные нити, натянутые на планшете в горизон­тальном или вертикальном направлении.

Фиксирование изображений осуществляют и другим способом. Например, к планшету прикрепляют прозрач­ную пленку (твердый целлофан) и вкладывают тем-плеты между нею и планшетом. В этом случае на план­шете для ориентировки можно провести горизонталь­ные и вертикальные оси рроекций.

Плоскостной конструктор удобен тем, что его ис­пользуют многократно. Но он имеет и свои недостатки: учитель должен успеть проверить все работы школьни­ков непосредственно на уроке, так как фиксирование изображений непрочное. В том случае, когда темплеты наклеивают на листах формата 11, работы учащихся можно собрать и проверить позднее.

Использование плоскостного макетирования на уро­ках черчения намного ускоряет деталирование, а это дает возможность выполнить большее число заданий. Конечно, плоскостное макетирование полностью не мо­жет заменить графический способ решения задач. Эти два способа лишь удачно дополняют друг друга; ис­пользовать их надо параллельно.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014