Планирование практических занятий в старших 10 11 классах по металлообработке

Основой практического обучения является формиро­вание первоначальных специальных умений и навыков по избранному профилю, воспитание дисциплины и культуры труда, коллективизма и товарищеской взаи­мопомощи. Учащиеся овладевают также понятиями об основах экономики производственных процессов, о ка­честве продукции, нормировании и оплате труда.

Обучение на практических занятиях осуществляется как путем выполнения старшеклассниками серии тре­нировочных упражнений, так и в. процессе производи­тельного труда;

Основная форма организации практических занятий в учебных мастерских — урок. В нем должны быть представлены все дидактические элементы учебно-вос­питательного процесса: цель и задачи, содержание, ме­тоды и средства обучения. Это не умаляет роли дру­гих форм организации занятий (экскурсия, кружок, фа­культатив и пр.), составляющих наряду с уроком цело­стный учебно-воспитательный процесс.

Подготовка и проведение урока — дело творческое и начинается с грамотного планирования процесса обу­чения.

На практическом занятии учащиеся группы, как пра­вило, решают одинаковые задачи. Так, при изучении слесарной операции «Опиливание параллельных пло­ских поверхностей» планируется единый вводный ин­структаж, повторение основных приемов крепления за­готовки, хватки инструмента, опиливания плоскостей, усвоенных школьниками в IV—VIII классах, фронталь­ное изучение последовательности выполнения работ, проверки качества изготовления изделий. Как пример­ные объекты труда программа рекомендует изготов­ление молотка с квадратным бойком, призмы, пласти­ны и т. п.

Планирование урока обычно начинается с определе­ния его цели и решаемых задач, которые следует фор­мулировать конкретно и подробно. Например, на уро­ке по теме «Рубка металла» учебные задачи можно сформулировать так: научить учащихся выполнять при­емы работы ударным инструментом; проводить рубку по уровню и выше уровня губок тисков, на плите; вы­полнять контроль рубки металла. Рассматривая воспи­тательные аспекты этого урока, следует обратить вни­мание на точность изготовления и аккуратность в ра­боте. Определив исходные данные плана урока, учи­тель (мастер) переходит к отбору его содержания и учебно-материальной базы. Затем в плане отражается поэтапная организация занятия и подробно раскры­вается методика проведения каждой части урока (под­готовительный, вводный, основной и заключительный).

На организационный момент отводится примерно 5 мин, в течение которых учитель (мастер) проверяет явку учащихся, их внешний вид, готовность к занятиям. При необходимости здесь объявляются приказы и рас­поряжения администрации.

Подготовительная часть урока обычно отводится на повторение пройденного, что служит подготовкой к ус­воению нового учебного материала.

Повторение складывается из беседы, в ходе кото­рой в памяти учащихся восстанавливаются необходи­мые на данном занятии политехнические и специаль­ные знания, корректируются освоенные ими трудовые приемы. Для проведения беседы необходимо заранее наметить контрольные вопросы. Например, на занятии по освоению приемов обточки наружных цилиндриче­ских поверхностей школьникам может быть предложен такой вопрос на повторение: «Расскажите об устрой­стве проходных резцов». Отвечая на него, они должны рассказать об особенностях конструкции, принципе ра­боты и материалах этих резцов. Желательно указать в плане фамилии учащихся, которых следовало бы оп­росить. Для проверки выполнения трудовых приемов рекомендуется подбирать небольшие задания. Так, уча­щимся можно предложить закрепить и отцентрировать пруток, установить резец по центру и т. д. На эту часть занятия отводится примерно 10 мин.

На вводной части занятия школьников готовят к вос­приятию новых приемов и действий, к выполнению за­даний, способствующих углублению и расширению спе­циальных знаний и умений. Эта часть урока склады­вается из вводного инструктажа, инструктажа по безо­пасности труда, рассказа об особенностях организации рабочего места, распределения и разбора заданий.

Вводный инструктаж начинается с сообщения темы, ознакомления с целями и задачами ее изучения. Учи­тель (мастер) сообщает о предстоящей работе, по­казывает образцы изделий, объясняет последователь­ность их изготовления, называет и демонстрирует при­меняемые инструменты, приспособления и оборудова­ние, приемы обработки и контроля. Если имеется воз­можность, надо рассказать, какие приемы и оснастку используют для выполнения данных операций новато­ры производства. Последующий опрос позволит убе­диться в том, насколько учащиеся усвоили новый ма­териал.

В ходе вводного инструктажа необходимо особо ос­тановиться на правилах безопасной работы, рассказать об организации рабочего места. Вводная часть занятия обычно заканчивается сообщением критериев оценок, распределением задания среди учащихся, ознакомле­нием их с нормами времени на выполнение работы. На вводную часть занятия отводят примерно 20 мин.

В ходе основной части урока учащиеся самостоя­тельно выполняют заранее подобранные учителем (ма­стером) работы. Они могут быть как тренировочного, так и производственного характера. Привлекая стар­ших школьников к производительному труду, важно обратить их внимание на освоение таких умений, как: организация рабочего места, выбор правильных прие­мов работы и контроль за их применением, использо­вание учебно-технической документации, соблюдение требований безопасности труда.

Руководство и управление самостоятельной работой учащихся осуществляется методом наблюдения, теку­щего инструктажа и контроля усвоенных знаний и уме­ний.

Наблюдение за работой школьников учитель (мастер) ведет со своего рабочего места и в процессе обходов. Результаты наблюдений рекомендуется записывать в отдельную тетрадь, это поможет квалифицированно провести значительную часть занятия.

Текущий, индивидуальный и коллективный инструк­таж служат для корректировки труда школьников. Пла­нируя  их, учитель (мастер) намечает основные цели обхода учащихся: проверка правильности организации рабочего места, подбора и качества используемого ин­струмента, выполнения трудовых приемов и действий. Во время обходов также проводится промежуточный контроль, проверяются, оцениваются и принимаются выполненные учащимися работы (даются задания, до­полнительные задачи). Нередко во время работы школьники допускают типичные ошибки. В этом случае следует приостановить работу группы и провести кол­лективный текущий инструктаж.

Контроль усвоенных учащимися знаний и умений осу­ществляется в процессе изготовления и приемки го­товых изделий. На основную часть занятий отводится примерно 90 мин.

На заключительной части подводятся итоги занятия. Дается краткая характеристика 'успехов и недостатков в работе каждого ученика, анализируются их причины; особое внимание обращается на разбор типичных оши­бок. Эта часть занятия занимает примерно 10 мин.

В конце учебного дня планируется уборка мастер­ской. Каждый учащийся проводит уборку своего рабо­чего места и сдает его дежурному.

Рассмотрим примерный план одного из практических занятий по теме «Центрование» (токарный профиль).

Тема: «Центрование заготовок».

Цель: закрепить навыки работы по подрезанию торцев, отработать приемы центрования заготовок.

Задачи:

  1. Научить производить разметку центровых отвер­стий разметочным циркулем при помощи центроиска-теля, угольника -с линейкой и других приспособлений, выбирать размеры центровых отверстий и сверл для центрования заготовок.
  2. Выработать умение производить центрование за­готовок центровочным и обычным сверлом с зенков­кой.
  3. Ознакомить с приемами сверления отверстий на
  4. заданную глубину и измерения длины центрового от-
  5. верстия штангенциркулем и штангенглубомером.
  6. Воспитать элементы культуры труда.

Материально-техническое оснащение урока:

Заготовки из проката конструкционной стали по 10 шт. на учащегося.

Инструменты: центровочные сверла, спиральные свер­ла, сверлильные патроны, штангенциркули, проходные отогнутые резцы (по количеству учеников). Плакаты: «Центрование заготовок», «Отверстия центро­вые» (по 1 шт.). , Литература и учебно-техническая документация: Денежный П. М., Стиркин Г. М., Тхор И. Е. Токарное дело. — М.: Высшая школа, 1376. (5 шт.). Чертежи и инструкционно-технологические карты (по количеству учащихся).

Ход урока

  1. Организационный момент — 5 мин.
  2. Подготовительная часть — 8 мин.

Беседа по следующим вопросам:

Для чего нужны центровые отверстия?

Каково сечение центрового отверстия?

По каким признакам различают центровые отвер­стия?

Какими способами производят центрование отвер­стий?

Какие требования предъявляются к центровому отверстию? \

  1. Вводная часть — 22 мин.
  1. Сообщение учащимся темы и цели изучения нового материала.
  2. Показ образцов деталей и заготовки.
  3. Напоминание о порядке настройки станка для ра­боты.
  4. Ознакомление с таблицами подбора размеров центровочных сверл и центровых отверстий. Показать приемы крепления их в сверлильном патроне и пиноле задней бабки.
  5. Продемонстрировать приемы нахождения центра заготовки с помощью угольника — центроискателя, ко­локола и других приспособлений.
  6. Показать приемы центрования (заготовка в пат­роне — центровочное сверло в пиноле; центровочное сверло в патроне — заготовка в руке с поддержкой второго конца задней бабкой).
  7. Рассказать о возможных.'случаях брака при цент­ровании, о причинах возникновения и мерах его пре­дупреждения.
  8. Напомнить последовательность выполнения само­стоятельной работы (по инструкционной карте).
  9. Рассказать о требованиях и правилах безопасно­сти труда при центровании.
  10. Распределить учащихся по рабочим местам, выдать заготовки, инструменты, приспособления, чертежи, сообщить норму времени.
  1. Основная часть — 90 мин. Упражнения, выполняемые учащимися:
  1. Разметка центровочного отверстия.
  2. Центрование отверстий комбинированным центро­вочным сверлом.
  3. Центрование отверстий обычным спиральным свер­лом и зенковкой.

Текущий инструктаж и целевые обходы:

  1. Проверка начала работы, организации рабочего места и соблюдения требований безопасности труда. Индивидуальные консультации.
  2. Наблюдение за ходом и качеством выполнения приемов работы по центрованию. Индивидуальный ин­структаж. Записи результатов наблюдения.
  3. Коллективный текущий инструктаж по выполнению центрования обычным спиральным сверлом и зенков­кой (при необходимости).
  4. Прием готовых деталей.
  1. Заключительный инструктаж—10 мин.
  1. Подведение итогов работы за учебный День.
  2. Разбор наиболее характерных ошибок, оценка работы учеников, поощрение лучших.
  3. Сообщение темы следующего занятия.
  4. Уборка рабочих мест и помещений мастерской.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014