Первоосновы техники батика

Батик — это один из видов прикладного искусства. Значе­ние этого слова точно не установлено. Известно, например, что в языке жителей острова Ява существует слово «амба-тик», что означает «рисовать», «гравировать», «писать». Пер­вые упоминания о декоративной окраске тканей ручным способом находим в «Естественной истории» Плиния. Этот же Способ окраски был известен и в Древней Руси, в За­кавказье, Индонезии и Египте.

В нашей страну техникой батика заинтересовались еще в 30-е гг. За это время он стал популярным.

Техника выполнения батика довольно сложна, но в то же время интересна. Работы, выполненные ею, ближе к стен­ной живописи. Это как бы своеобразная текстильная фреска, имеющая большие колоритные диапазоны. Батик требует от исполнителя развитого цветового воображения, хорошего композиционного решения, импровизации.

Поскольку программа не предусматривает ознакомление учащихся с техникой батика, сделать это можно на вне­классных занятиях при ознакомлении учащихся с текстилем, технологией обработки тканей.

texnikа-batika

В VI—VII классах учащихся можно познакомить с техни­кой горячего батика. Желательно для наглядности иметь выполненные образцы работы: салфетки разного формата, декоративные дорожки, платки, занавески и т. д.

Для горячего батика характерен плавный переход одного цвета в другой. Это достигается перегибанием или пере­вязыванием ткани в определенных ее частях во время окра­шивания.

До начала работы учащиеся готовят необходимые для этого принадлежности: ткани (лен, хлопок, ситец, сатин, мар­кизет и пр.), анилиновые краски, прищепки для белья, нит­ки. Ткань разрезают на куски нужного формата. Анилино­вые краски растворяют в воде (до 0,5 л), фильтруют че­рез 2—3 слоя марли (чтобы раствор был без осадка), добавляют одну столовую ложку соли. Полученный раствор кипятят 5 мин и разбавляют 2—3 л воды.

Затем ткань перегибают и завязывают в соответствий с на­меченным рисунком. Можно использовать для этого раз­личные зажимы.

Подготовленную таким образом ткань опускают в краску. Вынув ее оттуда, полощут в холодной воде до тех пор, пока последняя не станет чистой. Перед сушкой изделие лучше всего обработать препаратами «Альба», «Сина-4», «Луга-2». Подкрахмаленную ткань гладить нужно чуть влаж­ной. Цветные крахмалить не следует, поскольку крахмал оставляет на них белые пятна. После глажки ткань обре­зают фигурными ножницами или обметывают декоративной строчкой на швейной машине.

Предлагаем несколько вариантов салфеток, выполненных техникой горячего батика.

Солнышко



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

Для этой салфетки понадобится кусок белой ткани раз­мером 25 X 25 см. Заготовку складывают так, чтобы полу­чился треугольник; затем его складывают еще раз. После этого каждую половинку треугольника надо сложить вееро­образным способом еще три раза (рис. 1, б). В двух местах ткань стягивают хлопчатобумажными нитками (рис. 1, б). Перед окраской салфетку смачивают водой и опускают в приготовленный раствор с желтой краской на 2—3 мин. Осторожно вытаскивают, кладут на стол, покрытый клеен­кой. В раствор добавляют синюю краску и размешивают.

Осторожно взяв салфетку за край, опускают наполовину в него, держат 2—3 мин.

Чтобы получился плавный переход желтого цвета в зе­леный, при окрашивании салфетку нужно поочередно вы­нимать и вновь опускать в краску. В конце ее можно чуть-чуть подержать в растворе красного цвета (окраши­вать лучше только верхнюю часть салфетки). Окрашенную салфетку тщательно прополаскивают в холодной воде, сни­мают перевязки, высушивают и проглаживают.

Дорожка



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

Используется ткань красного цвета размером 25 X 25 см. Заготовку надо сложить так же, как и в первом случае, а потом еще раз подогнуть ее концы веерообразно (рис. 1, в). Перевязать в трех местах нитками (рис. 1, г). Приготовить краску коричневого цвета. Опустить в раствор сначала один конец салфетки, подержать 2—3 мин, затем на 1 мин — другой конец. После этого салфетку, сняв перевязки, прополаскивают в холодной воде.

Огоньки



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

Для работы нужна ткань размером 25 X 25 см зеленого цвета. Ее складывают пополам, полученную половину — еще раз пополам, так, чтобы получился квадрат. Затем отгиба­ют края, отступив от середины на 2 см (рис. 1, д). Два свободных угла отгибают под углом 45° (рис. 1, е) и скреп­ляют с помощью четырех прищепок для белья. Подгото­вив краску коричневого цвета, опускают нижнюю часть сал­фетки в раствор на 2—3 мин. Затем в коричневую крас­ку добавляют синюю и погружают в раствор середину сал­фетки на 2 мин. Потом на несколько секунд верхнюю часть. Окрашенную салфетку прополаскивают в холодной воде, высушивают и проглаживают.

В VIII классе учащиеся знакомятся с техникой выпол­нения батика более сложным холодным способом. Он от­личается от горячего тем, что благодаря контуру цветовая гамма приобретает графический характер. Для выполнения работ техникой холодного батика необходимы анилиновые краски 3—4 цветов. Чтобы намечаемый рисунок получился более отчетливо, на него кистью или другим предметом наносится воск. Учащихся знакомят с образцами, проверяют наличие необходимых для работы принадлежностей: од­ноцветной ткани (поплин, лен, ситец и др.), медицинского парафина или воска, анилиновые краски для хлопчатобумаж­ных тканей, карандаша, кисти, электроплитки, утюга, бума­ги, подрамника. Рисунок начинают с карандашного эскиза на бумаге. Выбирается с несложным сюжетом геометри­ческий или растительный орнамент, выполняемый в 2—3 цве­та. С бумаги рисунок переводят на ткань (можно через копировальную бумагу).

Краски готовят заранее точно таким же способом, что и для горячего братика, только после закипания их следует охладить. Пользоваться лучше более объемной посудой.

Необходимо тщательно выбрать все оттенки в соответ­ствии с цветовым решением рисунка. Для этого делают несколько пробных окрасок.

Места, покрытые воском, после окраски потемнеют. При снятии его с ткани цвет опять приобретет иной оттенок. Поэтому необходимо это учитывать в работе. Если цвет не соответствует намеченному ранее, то пробную окраску необходимо повторить, изменив пропорции красок, разбавив их водой.

Парафин или воск кладут в металлическую посуду, ко­торая помещается в другую большего размера с водой, и нагревают на электрической или газовой плите. Воск все время должен быть горячим, так как остывший он не впи­тывается в ткань и твердеет на кисти.

На предварительно натянутой на подрамник ткани жела­тельно с регулируемой стороной и размером не более 1X1 м жесткой кистью покрывать те места, которые должны остаться белыми (делать это лучше всего с двух сторон ткани). Чтобы контур рисунка лучше сохранился, воск накладывают не ближе 3—5 мм к нему.

Затем, внимательно осмотрев нанесенные воском места, ткань опускают в подготовленную краску тыльной сторо­ной. Если посуда с краской недостаточных размеров, кра­сить можно частями, но тогда не исключена возможность получения рисунка с   неодинаковым покрытием.

После покраски ткань хорошо просушивают. Нужно сле­дить, чтобы при этом она не прикасалась к каким-либо отопительным приборам. Во время сушки подчищают капли краски, чтобы на покрытых парафином местах не осталось ее следов.

При нанесении следующего цвета весь процесс повторя­ется. Необходимо помнить следующее: красить начинают с более светлых тонов, а заканчивают самыми темными. Чтобы работа получилась более интересной и своеобраз­ной, пользуются набрызгами воска. Переламывая нанесенный его слой, получают трещинки, похожие на паутинки. Такой способ называется «кракле». Применить его можно в про­межутках между нанесением краски. Места, где намечены трещинки, покрывают воском для защиты от следующего красителя. При последней окраске нужно особенно осто­рожно наносить воск, чтобы не испортить контуры рисунка.

Окрашенную ткань просушивают и снимают воск. Делает­ся это следующим образом: ткань помещают между двумя листами бумаги (можно использовать газету) и проглажи­вают горячим утюгом.

Пользоваться следует только хорошо очищенным воском, цветной воск для белой ткани не рекомендуется.

Для демонстрации готового изделия его лучше натянуть на рамку или повесить на пришитых петлях.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014