Ознакомление учащихся с терминологией технического характера на уроках черчения

Речевая культура учащихся на уроках чер­чения во многом зависит от правильного поль­зования терминологией, употребляемой при изу­чении предмета. В школьном курсе черчения терминов и понятий технического характера содержится большое количество. Особенно часто учителю приходится объяснять название и на­значение различных деталей и их частей.

Приводим наименование тех из них, которые встречаются в заданиях.

Болт — стальной стержень с винтовой на­резкой на одном конце и головкой на другом, служащий для разъемного соединения отдельных частей машины, конструкции и т. п. при помощи гайки.

Вал — деталь машины, предназначенная для передачи вращательных усилий. По конструкции валы разделяются на гладкие, полые и др.

Вилка — деталь стержневого типа, имею­щая разветвленные концы с отверстиями, слу­жащие для подвижного соединения с другой деталью.

Винт — цилиндрический стержень, снаб­женный резьбой. Различаются: ходовые винты — для приведения в движение различ­ных частей машин и станков; крепежные винты — для неподвижного и разъемного со­единения деталей.

Втулка — деталь в виде полого'цилиндра относительно небольшой длины. Втулки могут быть гладкими или со ступенчатыми отверстиями.

Гайка — крепежная деталь, навинчиваемая на резьбу болта или винта. Крепежные гайки служат для затягивания крепежных болтов; им придается форма, удобная для захвата гаеч­ным ключом, обычно шестигранная.

Державка — деталь приспособления для установки резца на станке. Применяются такие приспособления при работе резцами малых размеров, которые невозможно закрепить непо­средственно на суппорте станка.

Диск — деталь с развитыми торцовыми по­верхностями. Размер вдоль оси меньше диа­метра.

Заглушка (задвижка) — деталь, приме­няемая для полного или частичного закрытия отверстия посредством ее перемещения перпен­дикулярно оси отверстия.

Заклепка — цилиндрический стержень с двумя головками, служащий для неразъемного соединения деталей или частей сооружения при помощи заклепочного шва. До постановки на место заклепка имеет одну закладную головку, другая — замыкающая — образуется в процессе клепки.

Захват — деталь продолговатой формы, имеющая выступ или зуб для захвата и удержа­ния других деталей.

Золотник — деталь для изменения и рас­пределения потока жидкости, пара или газа, характеризующаяся поступательным движением параллельно уплотняющей поверхности.

Клапан — деталь или устройство (вен­тиль) для полного или частичного закрытия от­верстия, соединяющего две полости.

Клин — призматическая деталь, имеющая две рабочие поверхности, сходящиеся под углом. Вмашиностроении клиновое соединение приме­няется для соединения двух частей машин, когда действующее усилие расположено перпен­дикулярно оси клина.

Ковш — открытое вместилище для жидких или насыпных материалов. Ковш применяется обычно как грузозахватный орган элеваторов, экскаваторов, кранов и других подъемно-тран­спортных или дорожно-строительных машин.

Кожух — это оболочка, покрышка, футляр, капот. Взависимости от размеров и назначения кожуха изготовляются из чугуна, листового ме­талла и служат для изоляции, защиты от полом­ки и безопасного обслуживания изделий и ма­шин.

Колпак — деталь, применяемая для за­глушки концов труб.

Корпус — деталь, являющаяся основой приборов, машин и других устройств. Вней монтируются другие детали.

Кронштейн — деталь, крепящаяся к вертикальной стене и служащая опорой для механизма или детали.

Кулиса — основная часть кулисных меха­низмов. Кулиса представляет собой подвижную деталь, снабженную прямолинейной или дуго­образной прорезью, в которой перемещается небольшой ползун — кулисный камень.

Манжет — устройство (деталь) для уплот­нения зазоров между цилиндрическими поверх­ностями. Представляет собой упругие кольца, закладываемые в кольцевые выточки. Жидкость или газ под давлением, распирая манжет, при­жимает его к поверхностям уплотняемых деталей с тем большей силой, чем выше давление жид­кости. Манжеты широко применяются в кон­струкциях насосов, гидравлических прессов и т. д.

Матрица — рабочая часть штампа для холодной и горячей штамповки, снабженная от­верстием или фигурным углублением, в которое входит другая (выпуклая) часть штампа — пуан­сон.

Маховичок — деталь машины, имеющая вид колеса с закругленным ободом и служащая для вращения вручную какой-либо соединенной с маховичком детали. Часто маховички снаб­жают ручками. Маховички с радиально укреп­ленными на ободе ручками называют штурвалом.

Маятник — деталь, способная совершать. колебания вокруг неподвижной опоры, напри­мер оси, вала и т. п.

Накладка — деталь обычно плоской или уголковой формы, служащая для соединения концов двух других деталей, например железно­дорожных рельсов.

Наконечник — металлическая или пластмассовая деталь, предназначенная для на­садки на другую деталь и служащая для улуч­шения вида и безопасности эксплуатации изде­лия.

Направляющая — деталь машины или вооружения, служащая для придания опреде­ленного направления опирающимся на нее дру­гим перемещающимся деталям — ползунам, ка­реткам.

Насадка — деталь, свободно соединяемая со второй деталью и предназначенная для созда­ния большей поверхности контакта между газом или паром и жидкостью.

Ниппель — деталь, при помощи которой обеспечивается плотное присоединение конца трубопровода к штуцеру (посредством накидной гайки).

Обойма — охватывающая деталь, служа­щая для соединения нескольких однотипных деталей.

Ограничитель — деталь, делающая не­возможной работу других деталей, например ползунов, кареток, за пределами установленных величин.

Опора — деталь, воспринимающая нагруз­ку от одних элементов сооружения и передаю­щая ее сосредоточенно другим элементам или его основанию.

Ось — деталь обычно цилиндрической фор­мы, предназначенная для удержания вращаю­щихся деталей механизма и машины.

Оправка — деталь для закрепления ин­струмента или обрабатываемого изделия на шпинделе металлорежущего станка.

Основание — деталь, предназначенная для непосредственного восприятия нагрузки от сооружения» или машины.

Пластинка (плита) — тело, имеющее фор­му прямого цилиндра или призмы с малой тол­щиной по сравнению с другими размерами.

Пиноль — ползун цилиндрической формы, выполняющий вспомогательное движение в стан­ках. Например, пиноль задней бабки токарного станка.

Плита — деталь, имеющая призматическую или пирамидальную форму обычно небольшой высоты по сравнению с другими размерами.

Плунжер — слово английское. В пере­воде на русский язык оно означает «нырять, погружаться». Деталь типа поршня с гладкой образующей поверхностью или кольцевыми ка­навками, служащая для вытеснения жидкости из рабочего пространства гидравлических машин и компрессоров.

Подпятник — деталь упорного подшип­ника, воспринимающая нагрузку, действующую вдоль оси вала.

Подшипник — деталь, являющаяся опо­рой вращающихся валов и осей.

Ползун — деталь  машины  или станка, скользящая по прямолинейным направляющим и совершающая возвратно-поступательное дви­жение.

Призма — деталь призматической формы, служащая приспособлением для контрольных и разметочных работ.

Пробка — деталь, применяемая для пере­крытия потока жидкости или воздуха.

Прокладка — это промежуточная де­таль, обеспечивающая плотность соединения между двумя другими деталями. Прокладки изготавливаются из картона, резины, асбеста, меди,   алюминия,  мягкой стали.

Пуансон — рабочая, обычно выпуклая часть штампа, которая входит в соответствующее отверстие или фигурное углубление другой части, называемой матрицей.

Пята — опорная поверхность вала или жест­ко соединенных с ним деталей, передающая на подпятник осевое усилие вала.

Реверс — деталь механизма, которая мо­жет осуществлять возвратно-поступательное дви­жение (попеременно меняя направление).

Рукоятка — деталь машины, имеющая форму рычага и служащая для поворота вручную скрепленной с ней деталью.

Рычаг — деталь, которая может вращаться вокруг неподвижной опоры.

Серьга — соединительная деталь в виде металлической полосы с отверстиями у концов. Применяется в грузоподъемных машинах, цеп­ных передачах.

Скоба — охватывающая деталь, предназна­ченная для соединения двух других деталей.

Собачка — деталь, прижимаемая к спе­циальному зубчатому колесу и препятствующая его обратному вращению при западании в зубцы колеса.

Стопор — деталь, удерживающая в оп­ределенном положении другие детали или ча­сти механизмов.

Стойка — вертикальная часть машинной станины, имеющая обычно призматическую или пирамидальную форму.

Траверса — горизонтальная балка с опо­рой на концах, являющаяся частью разного рода конструкций и машинных станин и служа­щая для установки и укрепления частей.

Угольник — деталь, у которой основные поверхности расположены одна относительно другой под прямым углом.

Фланец — деталь, служащая для соеди­нения частей .трубопроводов, валов и состоящая из диска с отверстиями.

Фиксатор — деталь, служащая для за­крепления частей машины в заданном направле­нии.

Шаблон — плоская деталь с вырезами, очертания которых точно соответствуют контуру данного чертежа или изделия.

Шкив — деталь в виде колеса, служащая для передачи вращения между валами посред­ством приводного ремня.

Шпилька — крепежная деталь в виде стержня, снабженная с двух концов винтовой нарезкой (резьбой).

Шатун — деталь кривошипного механизма, превращающего возвратно-поступательное дви­жение поршня или ползуна во вращательное движение коленчатого вала.

Шток — цилиндрический стержень, жестко соединяющий поршень двигателя, насоса и т. п. с ползуном.     . .

Штуцер — деталь с наружной резьбой, служащая для соединения ее с резервуарами, сосудами или другими емкостями.

Шпиндель — вал металлорежущего стан­ка, связанный с приводом и несущий приспо­собление для зажима обрабатываемого предме­та или инструмента.

Шайба — подкладка в форме кольца под гайку или головку винта. Шайбу ставят для защиты поверхности скрепляемой детали или для предохранения винтового соединения от развинчивания.

Штифт — крепежная деталь в виде цилин­дрического или слабоконического стержня, за­биваемого в сквозное отверстие соединяемых деталей. Штифт припятствует взаимному пере­мещению деталей.

Шпонка — деталь, предотвращающая или направляющая взаимное перемещение соединяемых ею частей механизмов или строительных конструкций путем плотного закрепления ее в гнездах или углублениях этих частей.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014