Опыты по повышению продуктивности картофеля

Картофель среди сельскохозяйственных культур является наиболее удобным объектом для проведения эксперимен­тов на пришкольном учебно-опытном участке и отзывчивым к различным приемам повышения урожайности.

Приступая к опытнической работе, учащиеся должны иметь представление о распределении природных регуляторов роста в клубне в различные период развития культуры.

Первый опыт, предлагаемый нами, знакомит учащихся с некоторыми закономерностями притока питательных веществ к различным точкам роста клубня.

В качестве контроля используются непророщенные клубни. В опытном варианте производят на разных клубнях несколько операций: а) удаление верхушек клубней; б) кольцевой над­рез; в) проращивание целых клубней; г) удаление верхушек наиболее развитых проростков. Во всех случаях посадка осуществляется в один день.

Верхушки клубней толщиной 10—12 мм удаляют до прора­щивания. Затем обе эти части проращивают в течение 30—40 дней при рассеянном свете и температуре 15—20 °С. Для проращивания клубни в 1—2 слоя помещают в ящики или корзины.

Кольцевой надрез осуществляют за 1—5 дней до посадки и за такой же срок до проращивания, которое также длится 30—40 дней. Надрез выполняется ножом по наимень­шему периметру центральной части клубня. После этого в ней остается перемычка диаметром 10—12 мм.

Целые пророщенные клубни перед посадкой подвергают тепловой и световой обработке.

Удаление верхушек наиболее развитых проростков (высо­той 3—5 мм) производят после проращивания клубней.

В каждом варианте должно быть не менее 80—100 клуб­ней, которые высаживают в четырехкратной повторности.

В ходе опыта проводят следующие наблюдения и иссле­дования. Отмечают даты появления всходов, бутонизации, цветения. При этом наступление той или иной фазы считается полным, если ее достигли 75 % растений каждого варианта. Их высоту измеряют подекадно с помощью линейки. Кроме того, учитывают число стеблей и ярусов листьев. Во время уборки определяют общий урожай от каждой повторности, среднее количество клубней. Все эти сведения заносят в специальный журнал. В нем описывают и каждый этап всех вариантов опыта.

В процессе данного опыта учащиеся устанавливают, что ростовые вещества типа гиббереллина или ауксина образуют­ся в верхушке клубня и до прорастания распределяются в нем равномерно. Затем они вновь сосредоточиваются главным образом в растущих верхних частях клубня. Относительная концентрация этих веществ распределяется следующим образом: ростки > верхушка клубня > верхушка стебля > клубень > средняя часть стебля > листья.

Первыми трогаются в рост верхушечные почки глазков, что связано с оттоком к ним ауксина и гиббереллина. В резуль­тате этими веществами обедняются другие части клубня. Это приводит к тому, что значительная часть почек остается непродуктивной. Кольцевой надрез, который предусмотрен в одном из вариантов опыта, способствует повышению активности прорастания почек глазков, расположенных ниже верхушки клубня. Однако это препятствует поступлению к ним биологически активных веществ и ростки получаются ослаб­ленными. Оказалось, что если удалить верхушки наиболее развитого проростка на клубне, то указанные вещества распределяются в нем равномерно.

Другой опыт, который можно провести на учебно-опытных участках, представляет несомненный интерес с точки зрени! повышения урожайности картофеля. Он заключается в пре­дотвращении непродуктивного расхода питательных веществ на образование цветков и ягод картофельного растения, Для этого необходимо вовремя удалить цветоносы. Схеме опыта приведена в табл. 1.

 Варианты опыта Приблизительный срок с момента посадки (в днях)
Ранний сорт Поздний сорт
Контрольный (без удаления цветоноса)
Опытный:
Удаление верхушки стебля до бутонизации 30-35 45-55
Удаление бутонов до появления цветоносов 35-40 55-65
Удаление цветоноса: -с бутонами 40-50 65-75
-во время цветения 50-60 75-85
-в период образования ягод 60-70 90-100

Верхушка стебля до бутонизации срезается на высоте 1—1,5 см. Удаление бутонов до появления цветоносо! осуществляют путем их прищипывания вручную или срезани: изогнутыми ножницами. Цветоносы с бутонами, цветами или ягодами удаляют режущим предметом под основание цветоноса.

Необходимо отметить, что бутонизация и цветение на от дельных стеблях наступают в разное время. Поэтому следуе тщательно следить за наступлением фаз развития картофеля осуществляя постоянные наблюдения. При этом проводят мв роприятия, соответствующие вариантам опыта. Однако таков разнокачественности стеблей можно избежать, если предва­рительно прорастить клубни, а затем удалить все проростки оставив один, наиболее развитый. При проведении опыт, необходимо использовать сорта, различные по скороспелости а также с прямостоящим стеблем, например такие, как Адретта, Резерв, Бронницкий и др.

Для того чтобы получить достоверные результаты, необхо димо высаживать по 20—25 клубней не менее чем в трех повторностях. Уборку урожая по вариантам опыта проводя в каждой повторности отдельно. При этом учитывают общую массу клубней (до 30, 30—50, 50—80, 80—120 ( более 120 г), а также их количество по фракциям и товарность. Товарными считают клубни более 30 г. Все полученньн данные заносят в журнал по схеме, приведенной в табл. 2

Вариант опыта Сорт картофеля Количество растений в повторностях Урожай (в кг) Количество клубней по фракциям (в шт.)
1 2 3 4 До 30 г., 30-50 г., 50-80 г., 80-120 г., более 120 г.

В результате проведения такого опыта будет выявлен срок наиболее оптимального удаления генеративных органом картофеля, потребляющих значительное количество органических веществ.

В процессе роста и развития растения картофеля оказывают значительное влияние друг на друга. В пределах одного сорта здоровые, мощные затеняют более слабые. Однако ряде случаев, если не наблюдается патологических отклоне­ний, более развитые растения подгоняют отстающие в росте В результате продуктивность последних повышается.

Такую особенность растений картофеля можно использовать в смешанных его посадках. Для этого отбирают клубни ранне- и позднеспелых сортов. Их высаживают отдельными рядками по следующей схеме:

  1. Контроль 1 (обычная посадка раннего сорта).
  2. Контроль 2 (обычная посадка позднего сорта).
  3. Посадка раннего и позднего сортов через рядок.
  4. Посадка одного рядка раннего сорта через 2 рядка позднего.
  5. Посадка двух рядков раннего сорта через два рядка позднего.
  6. Посадка двух рядков раннего сорта через один рядок позднего.
  7. Посадка четырех рядков раннего сорта через четыре рядка позднего.

Во всех вариантах сажают по 20—25 клубней каждого сорта в 3—4-кратной повторности.

Необходимо отметить, что количество растений раннего и позднего сорта в каждом варианте будет отличаться. Поэтому перед учетом результата опыта следует подсчитать, сколько их в каждой повторности, а затем произвести расчет на единицу площади, умножая на соответствующий коэффициент и принимая во внимание, что на 100 м2 должно приходиться примерно 400 растений.

Учет урожая производят путем взвешивания клубней в каждой повторности. В процессе фенологических наблюдений подекадно определяют высоту растений, число ярусов листьев. Все полученные данные записывают в журнал.

Этот опыт позволяет подобрать наиболее оптимальные соотношения и чередования между ранним и поздним сортом картофеля.

Надо помнить, что все опыты следует проводить на хорошо окультуренной почве. Под ее перекопку или вспашку на 1 м2 надо внести 7—8 кг перегноя или хорошо перепревшего навоза, по 0,1 кг азота, фосфора и калия в форме нитроаммофоски. Посадку проводят в рыхлую, хорошо обработанную почву на глубину 6—8 см на тяжелых (глинистых) почвах и 8—10 см — на легких (супесчатых). Это обеспечит хорошее прогревание и более раннее появление всходов.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014