Обучение отрезанию деталей на токарно-винторезном станке (7 класс)

При работе на токарно-винторезных станках особую сложность для учащихся представляет отрезание дета­лей (заготовок). Незнание правил установки резца, ха­рактера процесса отрезания часто приводит к полом­ке режущего инструмента и браку.

Рассмотрим примерный план занятия по обучению учащихся VII класса отрезанию заготовок.

Тема «Изготовление изделий, содержащих детали с цилиндрическими поверхностями».

Цель: ознакомить учащихся с правилами установки резца и заготовки, обучить приемам ее отрезания на станке, привить навыки бережного отношения к инстру­менту, экономного расходования материала.

Оборудование: отрезные резцы, прокладки, прутко­вый материал (ст. 3), штангенциркули, масштабные ли­нейки, упоры, таблицы, чертеж изготовляемой детали.

Практическая работа: отрезание заготовок воротков на токарно-винторезном станке, подрезание торцов и обтачивание ручек.

Приступая к изложению теоретического материала, учитель может задать семиклассникам следующие воп­росы. Какие резцы вам известны, каково их назначение? Перечислите и покажите элементы головки резца? На­зовите углы токарного резца. Как влияют на резание увеличение и уменьшение переднего и заднего углов резца и изменение скорости подачи?

После этого целесообразно повторить материал о геометрических элементах головки отрезного резца.

Далее учитель должен показать возможные способы установки резца, особо остановившись на следующих вопросах. В каком случае резец установлен правильно? Изменится ли величина переднего и заднего углов при установке резца выше или ниже линии центров? Будут ли изменяться передний и задний углы (при установке резца выше или ниже линии центров) в процессе от­резания заготовки? К каким последствиям это приведет?

На основании комментариев учителя к рисункам, изо­бражающим различные варианты установки резца, и демонстрации разных его положений в резцедержателе ученики должны усвоить, что правильна такая установка резца, когда главная режущая кромка его находится на линии центров (рис. 1 а). Положение вершины резца относительно линии центров станка проверяют по ост­рию заднего центра. Если резец установить выше линии центров (рис. 1 б), то передний угол у увеличивается, что ухудшает сход стружки; одновременно уменьшают­ся углы резания 6 и задний а. Уменьшение заднего угла а вызывает усиление трения задней поверхности резца о заготовку и преждевременный его износ. Если резец установить ниже линии центров станка (рис. 1 в), то передний угол у уменьшается, а углы резания б и задний а увеличиваются. В этом случае ухудшаются условия резания, происходят выкрошивание режущей кромки и полсмка стержня резца под давлением струж­ки.

tokarnyi-stanok-ploskost-rezaniya

Державка отрезного резца должна устанавливаться строго перпендикулярно к оси заготовки, чтобы боко­вая поверхность головки его не соприкасалась со стен­ками прорезаемой канавки. Чтобы резец во время ра­боты не вибрировал (это может привести к крошению режущей кромки), вылет его не должен превышать 20—30 мм. Практика показывает, что причиной вибра­ции иногда могут стать подкладки, используемые при установке резца.

Да начала самого процесса отрезания необходимо определить оптимальное расстояние между кулачками патрона и резцом. Осуществлять отрезание при боль­шом вылете заготовки не следует.

Рассмотрим наиболее известные способы отрезания:

  • плавным перемещением резца от наружного диа­метра заготовки к центру ее (рис. 2 а);
  • расширением канавки: перемещением резца к цент­ру заготовки попеременно с двух положений («враз- гонку»; рис. 2 б);
  • расширением канавки: перемещением резца к центру заготовки с одновременным продольным пеое- мещением в обе стороны («вразбивку»; рис. 2 в).tokarnyi-stanok-ploskost-rezaniya-1

Допускается также выполнять отрезание, совмещая поперечную подачу с приемом «вразбивку», т. е. с не­большим перемещением резца на 1—2 мм в обе сторо­ны. Конечную стадию отрезания можно осуществлять резцами, имеющими горизонтальную или скошенную режущую кромку (рис. 3 а, б ). При отрезании загото­вок небольшого диаметра, когда к чистоте поверхности торца детали предъявляются невысокие требования, це­лесообразно применять отрезные резцы со скошенной режущей кромкой.

tokarnyi-stanok-ploskost-rezaniya-2

Выполняя названную операцию, нужно плавно и рав­номерно вращать рукоятку перемещения средней ка­ретки. Неравномерность подачи и даже небольшой «ры­вок» резца могут привести к его поломке. Особое вни­мание следует обратить на завершающую стадию~опера- ции: при неосторожном нажиме на резец его режущая кромка может легко сломаться.

Приступая к практической работе, необходимо озна­комить учащихся с правилами техники безопасности при отрезании деталей:

  1. Прочно закрепите заготовку и резец.
  2. Не оставляйте ключ в патроне.
  3. Плавно перемещайте резец.
  4. Не подхватывайте отрезанную деталь рукой.
  5. Не тормозите патрон руками после выключения станка.
  6. Не сдувайте стружку.

После того как перечисленные правила будут усвое­ны школьниками, они должны на станке (на этот период его необходимо полностью обесточить) выполнить сле­дующие операции: установить в резцедержателе отрез­ной резец; закрепить в патроне прутковый материал с вылетом на 190 мм (длина заготовки воротка); проверить масштабной линейкой положение резца относительно заготовки и кулачков патрона.

Непосредственно к отрезанию ученик может присту­пить только после того, как учитель проверит правиль­ность установки резца и заготовки. Поскольку школьные мастерские в большинстве своем оборудованы 2—3 то­карными станками, выполнять операции по отрезанию заготовок учащиеся должны поочередно группами по 2—3 человека. В это время другим учащимся поручают­ся слесарные операции согласно программе.

Практика показывает, что на подготовку станка и от­резание детали расходуется в среднем 5—7 мин. Если все ученики класса не успеют отрезать заготовки на данном занятии, нужно использовать часть времени сле­дующего урока.

Кроме воротков в качестве объектов труда при вы­полнении операции отрезания могут быть заготовки хвостовиков, ручек для зажимов столярных верстаков, для тисков и др.

После того как все ученики отрежут заготовки, они должны приступить к дальнейшей обработке воротка (подрезанию торцов и обточке ручек). В конце занятия учителю следует проанализировать допущенные семи­классниками ошибки и отметить тех, кто полностью освоил операцию отрезания деталей (заготовок).

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014