Об использовании технологической карты в 5 классе

Одна из важных задач трудового обучения состоит в том, чтобы научить школьников пользоваться техноло­гической картой. Неоднократный опрос пятиклассников по­казал, что они воспринимают ее лишь как наглядное посо­бие, используемое учителем для объяснения, не видят в ней   руководства   к   выполнению практической работы.

Без специально организованного обучения учащиеся не могут самостоятельно составить технологическую карту. Чтобы научить их этому, необходимо выделить основные эта­пы работы: выяснить перечень операций и их последо­вательность, а затем дополнить каждую указанием требуе­мых инструментов, приспособлений и экскизов.

Эти этапы лучше показать на таблице.

Перечень операций Программа Технологическая карта
Операции Операции Инструменты
О2 1 О1 1 О1 И1
О4 2 О2 2 О2 И2
О1 3 О3 3 О3 И3
О5 4 О4 4 О4 И4
О3 5 О5 5 О5 И5

Вначале надо предложить школьникам внимательно ос­мотреть изделие и назвать операции, необходимые для его изготовления. Чтобы составить программу (алгоритм), сле­дует напомнить им последовательность изготовления лю­бого изделия: выполнение заготовительных операций, раз­меточных, обработочных, доводочных, отделочных и сбороч­ных. Конкретизация их может вызвать у учащихся затрудне­ния. Например, разметка прямоугольника на листе жести требует некоторой «подсказки», которая может быть выдана в виде эскизов (смотри рисунок).

ob-ispolzovanii-texnologicheskoj-karty-v-5-klasse

После этого школьники самостоятельно заканчивают оформление технологической карты (смотри рисунок) в своих рабочих тетрадях.

texnologicheskaya-karta

Для контроля усвоения материала мы используем прог­раммированные задания. Приводим содержание двух из них.

I. Составьте технологическю карту на изготовление под­ставки для паяльника. К перечисленным в поз. А операциям подберите эскизы Б (смотри рисунок) и инструменты (поз. В).

ob-ispolzovanii-texnologicheskoj-karty-v-5-klasse-2

А. 1) выправить жесть, 2) разметить заготовку, 3) вы­резать заготовку и углубления, 4) опилить острые углы и заусенцы, S) отогнуть боковые стенки.

В. 1) слесарные тиски, 2) личной напильник, 3) сле­сарный угольник, 4) металлическая линейка, 5) киянка, 6) слесарный молоток, 7) наковальня, 8) чертилка, 9) слесарные ножницы.

II. Составьте технологическую карту на изготовление чер­тилки. Расположите в логической последовательности опера­ции, указанные в поз. А и подберите к ним соответствую­щие эскизы Б (смотри рисунок) и инструменты (поз. В).

ob-ispolzovanii-texnologicheskoj-karty-v-5-klasse-3

А. 1) согнуть полукольцо, 2) разметить и отрезать заготовку, 3) заточить конус, 4) согнуть полное кольцо, 5) выправить.

В. 1) цилиндрическая оправка, 2) личной напильник, 3) металлическая линейка, 4) слесарный молоток, 5) на­ковальня, 6) треугольный  напильник, 7) слесарные тиски.

Ответы на задания школьники дают в виде набора цифр, что облегчает проверку работ учителем.

В ходе последующих занятий в учебных мастерских учащие­ся самостоятельно составляют технологические карты и ис­пользуют их в работе.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014