О постановке опытов с удобрениями

С каждым годом в нашей стране растет производство минеральных удобрений. В связи с этим актуальной задачей является разработка рациональной системы их применения. В ее решении в конкретных условиях сельскохозяйственного производства существенную помощь могут оказать школьники, ведущие самую раз­нообразную опытническую работу.

Учителю, организующему работу учащихся по изу­чению эффективности различных видов минеральных удобрений, следует учитывать, что вся площадь, отве­денная под опыт, должна быть однородной по поч­венному покрову и одинаково обработанной и удоб­ренной в течение последних 2—3 лет. В пахотном го­ризонте следует определить почвенную реакцию, со­держание гумуса, количество питательных веществ в доступной для растений форме, иначе результаты опыта не будут иметь ценности.

В связи с внедрением в производство новых сортов сельскохозяйственных культур, способных использовать больше, чем старые сорта, элементов питания и да­вать высокие урожаи, стали применять значительно более высокие дозы удобрений. В табл. 1 приведены примерные дозы минеральных удобрений под различ­ные сельскохозяйственные культуры.

Таблица 1

Примерные дозы удобрений под сельскохозяйственные культуры (в кг действующего вещества на 1 га)

Культуры N P2O5 K2O
Озимая и яровая пшеница 40-90 40-80 50-100
Озимая рожь 30-60 40-80 50-100
Ячмень 40-70 40-80 50-100
Овес 40-60 40-80 50-80
Кукуруза на зерно 60-80 60-80 80-110
Кукуруза на силос, подсолнечник 80-160 50-90 80-120
Зернобобовые культуры и их смеси 20-30 60-90 80-120
Лен 30-45 60-80 60-120
Картофель 60-90 60-90 100-160
Кормовая свекла, брюква 80-160 90-120 140-200
Сахарная свекла 100-160 90-120 160-200
Помидоры 100-160 90-120 150-200
Морковь 60-80 60-80 120-160
Другие овощные культуры 60-120 60-120 120-180
Плодово-ягодные культуры 90-120 90-120 120-200
Клевер красный, люцерна 0-20 60-90 80-120
Клевер-злаковый смесь 40-60 60-90 80-120

Рекомендованная таблица составлена академиком В. Д. Панниковым (1974 г.) по результатам многочис­ленных опытов с удобрениями, с учетом биологичес­ких особенностей растений и среднего содержания основных элементов питания в почве. Она действи­тельна для основных сельскохозяйственных районов страны. Однако рекомендованные дозы должны обя­зательно корректироваться на местах на основе данных агрохимических анализов, а если есть, то и почвенных карт, агрохимических картограмм.

Важную роль в опытной работе играет правильная разработка схемы полевого опыта. При ее составле­нии надо стремиться, чтобы число вариантов было ми­нимальным, не включать те, без которых можно обой­тись. Чаще всего в опытах школьников используются двух-трехвариантные схемы. Максимально допустимое число вариантов для учащихся V—VI классов — три, VII—IX классов — три-четыре. Ниже приводятся на­иболее актуальные и доступные для учащихся'темы и схемы опытов с удобрениями.

Эффективность азотных, фосфорных и калийных удобрений

Простейшей схемой опыта по изучению действия полного минерального удобрений на урожай растений может быть схема из двух вариантов:

  1. Контроль (без удобрения),
  2. NPK.

В этом опыте могут быть использованы как смеси простых удобрений (аммиачная селитра, суперфосфат, хлористый калий), так и комплексные удобрения (нит­рофоска,  нитроаммофоска,  карбоаммофоска  и др.).

Наиболее полное представление о влиянии на рас­тения основных видов удобрений дает опыт, заложен­ный по следующей схеме;

  1. Контроль,
  2. NP.
  3. NK.
  4. РК.
  5. NPK.

Однако в этой схеме, как мы видим, пять вариантов. Чтобы выполнить этот опыт и не перегружать учащих­ся, можно разбить класс на три звена и каждому из них предложить провести опыт по одной из приведенных ниже схем:

  1. Контроль
  2. NK
  3. NPK
  1. Контроль
  2. NK
  3. NPK
  1. Контроль
  2. NK
  3. NPK

После сравнения результатов учащиеся получат полное представление о влиянии сочетаний основных удобрений на рост и развитие выращиваемых культур.

Количество удобрений, необходимых для внесения на делянку, рассчитывают по формуле:

X=a·c/b·100,

где X — количество удобрений в кг, вносимых на де­лянку, а — рекомендуемая доза действующего веще­ства в кг на 1 га, в — содержание действующего веще­ства в удобрении (в %), с — площадь делянки (в м2).

Например, под капусту на делянку площадью 20 м2 при дозе 120 кг азота на 1 га следует внести мочеви­ны (содержание азота 46 %):

X=120·20/46·100=0,522,

Аналогичный расчет можно провести для любой культуры с применением различных видов и доз удоб­рений.

Дозы минеральных удобрений



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

Для составления рекомендаций по рациональному использованию удобрений важно установить их опти­мальные дозы внесения под каждую сельскохозяйст­венную культуру в местных условиях. Например, схема опыта с озимой пшеницей сорта Мироновская-808 на дерново-подзолистой почве может быть следующей:

  1. Контроль (без удобрений),
  2. N60P60K60
  3. N90P90K90.

Интерес представляют и опыты с установлением доз одного вида удобрений:

  1. Контроль (без удобрений).      1. Контроль.
  2. PK+N — первая доза.                     2. NK+P — первая доза.
  3. PK+N — вторая доза.                    3. NK+P — вторая доза.
  1. Контроль.
  2. NP+K — первая доза.
  3. NP+K — вторая доза.

В Нечерноземном зоне особенно важно исследовать дозы азота и калия для капусты и огурцов, дозы фос­фора и калия для томатов, лука и других культур. Опыты с овощными культурами целесообразно закла­дывать по фону органических удобрений.

Действие различных форм минеральных удобрений



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

В опытах с азотными удобрениями интересно срав­нить действие аммиачной селитры, мочевины, сульфа­та аммония с фосфорными — суперфосфата порошко­видного простого и гранулированного двойного, фос­форитной муки; в опытах с калийными удобрениями — хлористого калия, сернокислого калия, поташа, калий­ных солей. Сравниваемые формы удобрений в опытах должны быть в одинаковых дозах. Например, в опы­тах с капустой исследуется действие аммиачной селит­ры и сульфата аммония:

  1. Контроль (без удобрений).
  2. P120K180N120 (аммиачная селитра).
  3. P120K180N120 (сульфат аммония).

Срок внесения удобрений



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

Большая часть минеральных удобрений вносится как основное или допосевное удобрение ¼ —1/3 дозы основного удобрения оставляют для подкормки рас­тений. Для корневых и внекорневых подкормок ис­пользуются в сухом и жидком виде Лишь легко раст­воримые удобрения. При проведении корневых жид­ких подкормок минеральными удобрениями применя­ют 1,0—2,0-процентные удобрительные растворы, при внекорневых подкормках — 0,005—0,2-процентные ра­створы (для мочевины допустима концентрация раствора 0,5 %).

Для установления эффективности подкормок расте­ний в период вегетации часто используется схема из двух вариантов:

  1. Контроль (без подкормки).
  2. Подкормка.

Интересны опыты с конкретным определением сро­ка внесения удобрений под ту или иную культуру:

  1. Контроль (без удобрений). ,
  2. PK+N до посева.
  3. РК+½ дозы N до посева +½ дозы N в подкормку.
  4. PK+N в подкормку.

Способы внесения удобрений

Особый интерес представляет локальное внесение удобрений (в рядки, борозды, лунки, гнезда). Схема полевого опыта:

  1. Контроль (без удобрений).
  2. Локальное внесение удобрений (в лунки, рядки,борозды, гнезда).
  3. Внесение удобрений вразброс.

Необходимо помнить, что для избежания ожогов ра­стений удобрения следует размещать так, чтобы они не касались семян или рассады. При локальном вне­сении удобрения заделываются в почву не ближе чем на 2—3 см от семян или рассады. Как правило, эффек­тивность удобрений' при локальном   внесении за счет улучшения питания растении значительно выше, чем при сплошном рассеве.

Эффективность сочетания органических, минеральных удобрений и извести

Применение сочетания органических и минеральных удобрений обусловливает наиболее благоприятный ре­жим питания растений. Наиболее простой схемой опы­та можно считать следующую:

  1. Контроль (без удобрений).
  2. NPK.
  3. Органические удобрения.
  4. NPK + органические удобрения.

На дерново-подзолистых почвах под озимые зерно­вые культуры вносят 20—30 т навоза на 1 га, под картофель — 30—50 т, под овощные, кормовые и си­лосные культуры — 30—60 т, под плодово-ягодные куль­туры — 40—80 т. При местном внесении (в рядки, бо­розды, лунки, гнезда) используют 6—12 т навоза на 1 га. При совместном внесении удобрений нередко вносят ½ дозы органических удобрений и ½ дозы NPK.

На кислых почвах актуальны опыты по изучению эф­фективности известкования. Дозы извести устанавли­вают в зависимости от рН солевой вытяжки и механи­ческого состава почв (табл. 2),

 Таблица 2

Дозы извести по обменной кислотности

Почвы по механическому составу Дозы извести в т на 1 га при pHсолевой вытяжки
4,5 и ниже 4,6 4,8 5,0 5,2 5,4-5,5
Супесчатые и легко-суглинистые 4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 2,0
Средне- и тяжело-суглинистые 6,0 5,5 5,0 4,5 4,0 3,5

При величине рН 5,6 и выше известь, как правило, не вносится.

На почвах с кислой реакцией интересны опыты с применением минеральных, органических удобрений и извести. Например:

  1. Контроль (без удобрений).           1. Контроль(без удобрений).
  2. NPK.                                                            2. NPK.
  3. Известь.                                                    3. Органические удобрения
  4. NPK + известь.                                       4. Известь.
  5. NPK + органические удобрения + известь

Подобные опыты проводились на учебно-опытных участках школ и ученических производственных бригад.

При закладке опыта следует помнить, что его досто­верность зависит от количества повторностей. Их долж­но быть не менее трех, так как при двухкратной повторно трудно судить, какая из параллельных цифр ближе к истине.

Результаты опыта первого года даже при хорошем совпадении величины урожаев являются предваритель­ными и недостаточными для рекомендаций производ­ству, так как метеорологические условия в значитель­ной степени отличаются по годам. Полевой опыт при­ходится повторять не менее трех лет подряд, чтобы убедиться в достоверности его результатов. Только после этого можно составлять рекомендации по раци­ональному применению удобрений на полях ближай­ших колхозов и совхозов.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014