Немного истории о станкостроение

Знаете ли вы, что создание достаточно совершенных токарных металлорежущих станков в России началось в XVIII в., в эпоху преобразований, проводимых Пет­ром I. Особая заслуга здесь принад­лежит талантливому русскому механи­ку и изобретателю Андрею Констан­тиновичу Нартову на фото (1693—1756). Около 25 лет посвятил он изобретению и усовершенствованию станков. Им опи­сано свыше 20 конструкций токарных, токарно-винторезных и токарно-копировальных станков. Дальнейшее раз­витие токарного дела связано с име­нами Марка Сидорова, Якова Батищё-ва, Павла Захавы, отца и сына Чере­пановых.

nartov

Термин «суппорт» образован от ла­тинского слова, означающего «под­держиваю». Анализируя процесс раз­вития машин, К. Маркс писал, что суппорт токарного станка заменил не какое-либо особое орудие, а самую человеческую руку и что благодаря ему можно работать с такой степенью легкости, точности и быстроты, которая недоступна даже ис­куснейшему рабочему. Слава изобре­тателя суппорта по праву принадле­жит А. К. Нартову. В 1712 г. он де­монстрировал Петру I свою «держав­ку» (суппорт), а в 1738 г. построил первые в мире токарно-винторезный, копировальный и винторезный станки с набором сменных зубчатых колес и механическим перемещением суп­порта от ходового винта.

В 1797 г. английский механик Генри Модели разработал и создал токарно-винторезный станок промышленного образца с механизированным суппор­том.

В начале XIX в. знаменитый русский механик Павел Дмитриевич Захава впервые в мире ввел в конструкцию станка реверс и автоматическую оста­новку суппорта. Термин «реверсиро­вание» происходит от латинского сло­ва, означающего в переводе «поворот, возвращение».

Только в XIX в. появились станки с коробкой скоростей. Основы теории их расчета заложены русским ученым А. В. Гадолиным. Для увеличения пере­даточного числа количество зубьев ве­дущего колеса должно быть как мож­но меньше, однако не ниже определен­ного . уровня, после которого резко ухудшается зацепление зубьев. Когда-то таким минимальным числом зубьев было шесть. Отсюда и название та­ких колес — шестерни. А потом так стали называть любое меньшее коле­со, зубчатой пары.

Механизм гитара получил свое наз­вание из-за внешних очертаний, на­поминающих популярный музыкальный инструмент, а фартук — из-за формы и расположения.

Термин «лимб» происходит от латин­ского слова, означающего в переведе «кайма», «пояс».

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014