Контроль за овладением учащимися трудовыми умениями на уроке

В ходе занятий по техническому труду у учащихся формируются умения и навыки практической работы. Своевременная оценка их сформированности помо­гает выявить пробелы в практических умениях школь­ников, вовремя скорректировать учебный процесс. В большинстве своем учителя оценивают уровень под­готовки учеников по качеству изготовленных ими из­делий, иногда учитывают производительность труда. Правомерен и достаточен ли такой подход?

Практика показывает, что одинаковое качество из­делий может быть достигнуто на разных уровнях тру­довой подготовки учащихся, различными приемами труда, не все из которых являются рациональными. Например, при работе на токарном станке в число элементов, характеризующих правильный прием обра­ботки металлов, входит использование лимбов про­дольной и поперечной подач, получение заданного раз­мера за минимальное количество проходов, т. е. приме­нение максимальной глубины резания. Однако эти элементы осваиваются учениками с трудом и на первых порах они кажутся неэффективными. В то же время, используя неправильный прием — подгонку под нуж­ный размер серией мелких проходов, можно также по­лучить требуемое качество изделия. Если такой прием школьник применяет постоянно, то он закрепляется и становится устойчивым динамическим стереотипом, который препятствует квалифицированному выпол­нению этой операции. Следовательно, при оценке прак­тических умений и навыков школьников недостаточно обращать внимание только на качество изготовленных изделий и производительность труда, необходимо учи­тывать и другие показатели.

Контроль за овладением учащимися трудовыми умениями на уроке

Формирование умений и навыков — сложный, мно­гогранный процесс. В ходе инструктажа, первых прак­тических работ у ученика формируется умение, т. е. способность получать требуемый результат. Затем в процессе учебной практической деятельности отдель­ные компоненты умения, соответствующие постоянным условиям работы, автоматизируются, превращаются в навык. Освоение учащимися практических умений ха­рактеризуется формированием соответствующих ра­бочих приемов, ростом качества и производительности труда.

На начальном этапе трудового обучения учителю сле­дует акцентировать внимание на правильности выпол­нения учащимися рабочих приемов. Правильный ра­бочий прием характеризуется рациональной последо­вательностью движений, ритмичностью работ, эконо­мичностью затрат мышечной силы и обязательно безо­пасным способом его выполнения.

Одним из главных компонентов правильно сформи­рованных умений и навыков является самоконтроль, который необходим для выполнения любого правиль­ного приема. Его формирование должно начинаться с первых шагов освоения конкретного вида труда, на­пример, обработки металлов, и учитываться при оценке правильности применяемых учащимися приемов ра­боты.

В ходе выполнения работ постепенно повышается ка­чество изделий. Этот показатель наряду с предыдущим начинает играть заметную роль для оценки умений и навыков на этапе, когда учащиеся достаточно прочно усвоили правильные приемы работы, в том числе прие­мы самоконтроля. В дальнейшем, на более высокой сту­пени овладения рабочими приемами, при оценке уме­ний и навыков целесообразно учитывать и производи­тельность труда.

Таким образом, чтобы объективно оценить уровень практической трудовой подготовки школьников, необ­ходимо учитывать три показателя: на начальном этапе обучения фиксируются применяемые приемы труда, в том числе приемы самоконтроля; затем вместе с пре­дыдущим показателем определяется и качество изде­лий, и, наконец, оценка производится по всем показа­телям (приемы работы, качество изделий и производи­тельность труда).

Для более детального отражения того или иного компонента оценки учитель может заполнить специаль­ный бланк, имеющий четыре основные графы: в пер­вой условным значком (+ -) отмечаются правильные или неправильные приемы работы, во второй — нали­чие или отсутствие приемов самоконтроля, в третьей — качество изделия (соответствует или не соответствует установленному), в четвертой — производительность труда (выполнена или не выполнена установленная норма).

Например, для получения на токарном станке дета­ли цилиндрической формы, определенного размера за один проход (при наличии соответствующих условий для этого) ученик должен измерить исходный диаметр заготовки, вычислить необходимую глубину резания и установить ее по лимбу, проточить небольшой участок заготовки, проконтролировать размер, произвести кор­рекцию (если она нужна), проточить размер на задан­ную длину, проконтролировать диаметр полученной детали. Совокупность этих действий, расположенных в указанной последовательности, составляет правильный прием. Если школьник использует правильный прием, то на бланке это обозначается плюсом; если прием не­правилен, ставится минус. При этом учитель может фиксировать правильность выполнения приема в це­лом или отдельных его компонентов.

Аналогично оценивается уровень сформированности приемов самоконтроля: во время урока учитель, на­блюдая за действиями учащихся, выясняет, правильно ли они используют контрольно-измерительный инстр­умент, владеют ли способами измерения. Кроме того, составить представление о сформированности приемов самоконтроля можно и при оценке качества изделия. Учитель просит ученика определить, насколько изго­товленное им изделие соответствует указанным на чер­теже размерам, а также объяснить причины отклоне­ний от установленных требований и указать возмож­ные способы их устранения. Ответа ученика достаточ­но для того, чтобы судить о сформированности или не- сформированности приемов самоконтроля. Для экономии времени и повышения эффективности обучения учитель может предложить ученикам осуществить взаи­моконтроль, предварительно разъяснив им соответст­вующие требования. Каждый из них какое-то время ра­ботает в паре с одноклассником: один обрабатывает деталь, а другой внимательно наблюдает за его дейст­виями, стараясь заметить допущенные в работе ошиб­ки, т. е. контролирует правильность изготовления из­делия. Затем роли меняются. Оценивая результаты взаимного контроля, учитель учитывает мнения школь­ников о замеченных ими недостатках.

При оценке качества изделий необходимо прежде всего обращать внимание на соответствие фактических размеров детали тем, которые указаны в чертеже. Критерием ее годности является нахождение всех параметров в поле допуска (если размеры соответст­вуют — ставится плюс, если не соответствуют — минус).

Оценка производительности труда представляет оп­ределенные трудности в связи с тем, что нормативы для учащихся среднего школьного возраста не разработа­ны. Поэтому в каждом конкретном случае следует учитывать материально-техническую оснащенность школьных мастерских, этап обучения и возраст учени­ков. Определив ориентировочную норму времени на из­готовление изделия, учитель должен руководствоваться ею для оценки производительности труда всех учащих­ся класса, фиксируя в бланке-ведомости, выполняет ли ее каждый из них или нет.

Например, учащиеся VII класса должны уметь пра­вильно установить резец в резцедержателе. Учителя в соответствии с целью урока интересует, умеют ли они это делать и контролировать правильность установки резца. Наблюдая за одним из учеников, он замечает,
что тот, используя подкладки, установил резец по зад­нему центру, затем проверил его установку при торце­вании детали, т. е. определил, совпадает ли режущая кромка с центром вращения заготовки, и произвел не­обходимую коррекцию. Такой прием учитель отмечает в соответствующей графе бланка знаком + (плюс). Нарушение порядка выполнения действий, например отсутствие проверки правильности установки резца, отмечается знаком - (минус). Аналогично фиксируют­ся навыки и умения остальных учеников, в том числе сформированность умений самоконтроля. В других гра­фах отмечается качество изделий и выполнение уста­новленной нормы выработки. Анализируя полученные данные, учитель может определить степень подготов­ленности каждого ученика и соответствующим обра­зом скорректировать методику проведения после­дующих занятий.

Следует отметить, что предлагаемая методика конт­роля за овладением учащимися трудовыми умениями на уроке предъявляет к учителю определенные требо­вания. В первую очередь, он должен четко представ­лять себе, как правильно выполняются приемы конк­ретного вида труда. Они достаточно подробно описаны в специальной и методической литературе, учебниках и справочных пособиях. В начале обучения главную роль играет именно правильность выполнения тру­довых приемов. Соответственно контроль на пер­вых занятиях должен быть сосредоточен на этом пока­зателе. В дальнейшем внимание учителя акцентирует­ся и на других характеристиках — качестве изделий и производительности труда.

Овладение методикой определения уровня практи­ческой трудовой подготовки учащихся способствует повышению эффективности педагогической работы.

 

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014