Конструирование на уроках трудового обучения

Труд современного рабочего характеризуется возрастанием роли интеллектуальных и творческих компонентов. Поэтому трудовая подготовка школьников должна обязательно вклю­чать последовательное развитие у них конструкторского мыш­ления и соответствующих практических умений. Базой для вовлечения учащихся в несложную конструкторскую деятель­ность являются прежде всего их знания по основам наук, а также полученные на уроках труда технические умения.

Как же на практике развивать у учащихся конструктор­ское мышление?

В опыте работы учителей технического труда IV—VIII клас­сов сложилась определенная система обучения учащихся конструированию на уроках. В ней можно выделить четыре основных эвена.

  1. Изучение изделий, подлежащих изготовлению на заня­тиях в учебных мастерских, с целью выявления конструк­тивных элементов, оборудования, приспособлений. Для этого используются рисунки и чертежи, кинематические схемы, образцы изделий и их модели.
  2. Эскизирование объектов труда (в IV—V классах — изде­лий, состоящих из 1—2 элементов, в VI—VII — 3 и более). Выполняя эскизы, учащиеся решают элементарные конструк­торские задачи типа: определить место отверстий (сквозных и несквозных), фасок, вырезов, скруглений путем изображе­ния их в эскизах.
  3. Введение целесообразных изменений этих элементов, улучшающих конструкцию деталей и упрощающих процесс их изготовления (исходя из назначения и применения). Именно этот этап можно считать началом конструирования. Реализуется он в ходе работы по чертежам с неполными данными, по техническим рисункам и образцам изделий с неполной разработкой конструкций. Ученикам предстоит, например, улучшить крепление деталей, обеспечить свобод­ное вращение осей, установить или подогнать узлы «по месту» и т. д.
  4. Конструирование деталей по заданному месту их установ­ки, принципиальной (кинематической) схеме и, наконец, по собственному замыслу. На первых порах примеры подобных конструкций и принципы их устройства могут приводиться учителем. В дальнейшем конструирование деталей по прин­ципиальной (кинематической) схеме проводится при последо­вательном соблюдении следующих условий:
  • наличие заготовок и отдельных готовых деталей;
  • наличие заготовок отдельных деталей и заданного образца, размеры которого подлежат уменьшению;
  • отсутствие готовых деталей и заготовок (размер и материал их не указывается);
  • неполная кинематическая схема;
  • схема, предлагаемая школьниками.

Постановка задач на конструирование должна быть четкой, понятной школьникам и не допускающей двусмысленных тол­кований. Например, при разработке конструкции редуктора восьмиклассникам может быть предложена следующая задача: изменить конструкцию корпуса в связи с необходи­мостью крепления к нему съемной крышки и установки валиков с зубчатыми колесами.

Установка валиков в корпус редуктора возможна только после определения межцентрового расстояния. Поэтому учи­тель объясняет понятие «модуль», а затем по схеме колес, находящихся в зацеплении, вычисляется межцентровое рас­стояние.

Торцовые крышки редуктора вначале предлагается изготовить плоскими. Если корпус его выполнен из листовой стали толщиной 5—6 мм, то выбирается способ крепления на винтах (M2, M3), ввертываемых в торцы (кромки). Если же корпус изготовлен из полосовой стали толщиной 1—2 мм, то учащиеся выполняют отбортовку кромок.

При затруднении понимания условия задачи необходимо конкретизировать мышление школьников примерами загото­вок, отдельных деталей и т. д. Следует поощрять учеников, нашедших более рациональный и производительный способ выполнения определенного технологического процесса, ис­пользование или даже конструирование ими простых приспособлений.

При сборке изделий необходимость отдельных изменений в конструкциях (доконструирование) становится для учащихся очевидной. Испытание моделей и других выполненных на уроках изделий позволяет им определять места подгонки и регулировки. В этих случаях задача не требует допол­нительных объяснений.

Таким образом, основным условием развития конструктор­ского творчества учащихся в процессе трудового обучения является включение их в практическую работу по изготов­лению изделий (технических моделей и игрушек, приспо­соблений, механизмов, учебного оборудования).

Началом конструкторской деятельности являются изучение и анализ объектов труда, помогающие воспитывать у школь­ников наблюдательность и критическое отношение к техни­ческим конструкциям. С помощью сравнения объектов труда, нахождения в них сходства и различия, учащиеся изучают элементы техники, практически познают взаимозависимость элементов в конструкциях.

Учитывая технологический способ решения подростками конструкторских задач, обучение их конструированию следу­ет проводить при изготовлении деталей заданных и упрощен­ных конструкций. В неполных чертежах деталей специально опускают необходимые элементы (отверстия, гнезда, фаски и т. д.) или указывают увеличенные габаритные размеры. При сборке изделий из подготовленных деталей, установке их по месту ученики иногда не только изменяют конструкцию, но и создают новые детали (на основе известных про­тотипов), приспосабливая их к заданным условиям.

Конструирование предполагает изображение детали изме­ненной или новой конструкции на чертеже. Следовательно, конструкторская деятельность смыкается с графической. Чтение и анализ чертежей, эскизирование на уроках труда, являясь доступным для школьников процессом, хорошо до­полняет их трудовую деятельность.

Таким образом, вовлечение школьников в начальное конструирование на уроках трудового обучения связано с постановкой постоянно усложняющихся конструкторских за­дач, решение которых опеределяет поисковую работу уча­щихся, развивает их техническое мышление.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014