Комплексные технологические задания

Результативность трудовой подготовки учащихся в IV—VIII классах значительно повышается, если на за­нятиях в школьных мастерских они поставлены в та­кие условия, когда им необходимо проанализировать и спланировать свою работу, продумать технологию выполнения трудового задания и внести в нее раци­ональные изменения. Как показывает практика, реше­ние технологических задач — эффективное средство вовлечения школьников в активную работу по фор­мированию умений читать чертежи, производить не­обходимые измерения и вычисления, устанавливать наличие и причину брака, определять неисправность инструмента и оборудования и т. п.

Умение решать названные задачи необходимо уча­щимся для внесения корректив в процесс выполне­ния конкретного трудового задания. Такие ситуации, например, возникают в связи с ночыми условиями обработки изделий: при изменении режимов резания, применении различных режущих инструментов, пере­установке и закреплении изделия на станке.

На уроках труда учащихся необходимо привлекать к решению взаимосвязанных технологических задач, охватывающих все этапы изготовления изделия. Эту совокупность задач целесообразно предъявлять школьникам  в  форме   комплексного технологического задания основное назначение которого — стимулиро­вать поиск рационального варианта технологии каче­ственного изготовления объекта труда.

Для составления такого задания учителю необхо­димо:

  1. Осмыслить все этапы технологического процес­са: изучение чертежа изделия; выбор заготовки и сопоставление ее с чертежом; определение способов обработки в соответствии с технологическими требо­ваниями; подбор или конструирование приспособле­ний, повышающих производительность труда; нахож­дение способов разметки и закрепления заготовки; выбор инструмента с учетом его технологических возможностей.
  2. Установить, какие знания учащиеся должны при­менить при разработке технологического процесса, какую информацию необходимо сообщить им до на­чала работы, какие расчеты следует выполнить; опреде­лить причины возникновения и способы предупреж­дения брака; предусмотреть средства рационализа­ции технологического процесса.
  3. Сформулировать учебные проблемы в виде воп­росов и задач так, чтобы при их решении формиро­вались знания по конкретной теме занятия.
  4. Соединить вопросы и задачи в одно целое, руко­водствуясь требованиями к комплексному заданию, ус­тановить его преемственность с предыдущими.

Комплексные задания по каждой теме программы технического труда могут включать следующую номен­клатуру типов технологических задач: на определение размеров элементов детали и их расположения относи­тельно друг друга; на выбор рациональных способов обработки отдельных элементов (поверхностей) и изде­лия в целом; на применение приспособлений для повы­шения точности формы и линейных размеров детали; на выбор наиболее совершенного инструмента; на оп­ределение последовательности выполнения технологи­ческих операций и переходов каждой операции; на анализ брака и причин его возникновения.

Поскольку от содержания комплексных технологиче­ских заданий зависит уровень подготовки школьников к практической работе, задачи должны отражать те ре­альные ситуации, которые могут возникнуть в процес­се трудовой деятельности. Содержание каждой из них должно соответствовать уровню теоретических знаний и приобретенных ранее умений учащихся по обработке различных материалов. Задачу следует сформулировать так, чтобы учащиеся могли использовать не только спо­собы решения, уже известные им, но и попытались най­ти новые.

Таким образом, содержание комплексного задания должно удовлетворять следующим требованиям: соот­ветствовать реальной практической ситуации; включать технологические задачи разных типов, общепринятые сокращения и условные обозначения; быть посильным, без громоздких и сложных арифметических вычислений, с постепенным повышением уровня сложности; отра­жать связь техники и технологии с общеобразовательны­ми дисциплинами.

Приведем пример комплексного задания по техноло­гии изготовления рукоятки к газовому крану.

kompleksnye-texnologicheskie-zadaniya

Анализируя чертеж, можно выяснить, что рукоятка состоит из головки размером 20X20мм, квадратного отверстия размером 10X10мм (под четырехгранный то­рец пробки крана) и расширяющейся от головки ручки с полукруглым концом. Техническое требование указа­но только к размеру сторон квадратного отверстия: он должен быть выполнен в пределах от 10до 10,5мм. Точность остальных размеров не регламентируется. Ру­коятка изготавливается из листовой стали толщиной 2мм.

Для того чтобы учащиеся грамотно проанализирова­ли чертеж, им необходимо задать следующие вопросы:

  1. Из каких элементов состоит конструкция рукоятки? Определить их размеры и расположение относительно базовой линии.
  2. Какие размеры рукоятки регламентируются черте­жом? Указать пределы возможных отклонений от них.

Поиски ответа на эти вопросы позволяют учащимся составить полное представление об изделии, форме и размерах заготовки (с учетом припуска на обработку).

Следующий этап технологического процесса — раз­метка. Она включает подготовку поверхности заготовки, выбор разметочной базы, определение расположения разметочных линий и центров относительно этой базы, последовательности нанесения разметочных рисок, под­бор инструмента для разметки, выявление возможных видов брака. Наиболее сложна для учащихся разметка квадратного отверстия. Чтобы выполнить ее правильно, школьники должны определить величину диагоналей, а затем, соединив их концы, проверить размер получен­ных сторон квадрата. Определение последовательности операций и выбор техники выполнения разметки целе­сообразно выделить в самостоятельную задачу. Способ разметки остальных элементов конструкции рукоятки известен учащимся. Поэтому они должны лишь пере­числить последовательность выполнения операций и выполнить эскиз рукоятки в своих тетрадях.

После этого ученикам можно рекомендовать выбор различных способов обработки отдельных элементов конструкции. В частности, чтобы получить запроектиро­ванный общий вид рукоятки, необходимо применить операции рубки и опиливания. Квадратное отверстие можно получить двумя способами: а) распиливанием просверленного ранее отверстия диаметром 9 мм; б) сверлением четырех отверстий диаметром 4 мм, вы­рубанием оставшихся перемычек; распиливанием полу­ченного квадрата под размер. Каждый из указанных способов, имея свои преимущества и недостатки, требу­ет учета материально-технических условий мастерских. Анализ их позволяет ученику осмысленно подойти к практическому выполнению названных операций. От ра­ционального выбранного способа обработки во мно­гом зависит годность изделия к эксплуатации. Поэтому целесообразно выбор наилучшего варианта рассматри­вать как отдельную задачу.

После определения рациональной последовательно­сти операций нужно подобрать рабочий инструмент для каждой из них. Это умение необходимо сформировать до решения задач на планирование работы. Правильный выбор инструмента требует знания его назначения и конструкции, правил использования, свойств обрабаты­ваемого материала. Поэтому до начала обработки заго­товок перед учащимися должна быть поставлена зада­ча: подобрать инструмент для каждой операции по из­готовлению изделий.

Качественное выполнение задания предполагает нали­чие у школьников умений контролировать свои трудо­вые действия, приемы и операции. После разработки технологического процесса целесообразно обратить внимание учащихся на то, какие ошибки могут быть до­пущены при выполнении отдельных операций, проана­лизировать их причины, чтобы в дальнейшем избежать порчи деталей. Для этого школьников необходимо тре­нировать в решении задач такого примерно типа: «Уста­новить, какие виды брака могут быть допущены при вы­полнении отдельных операций и как их избежать». Поиск решения предполагает знание всего процесса из­готовления изделия в целом и особенностей каждой операции.

Как показал анализ этапов построения процесса изго­товления рукоятки крана, перед учащимися может быть поставлена целая совокупность задач, составляющих единое комплексное технологическое задание следую­щего содержания:

  1. Из каких элементов состоит конструкция рукоятки? Определить их размеры и расположение относительно базовой линии.
  2. Какие размеры изделия регламентируются черте­жом? Указать допустимые отклонения от них.
  3. Определить форму и размеры заготовки с учетом припуска на обработку.
  4. Указать способ разметки квадратного отверстия рукоятки.
  5. Перечислить последовательность разметки изделия и выполнить эскиз в тетради.
  6. Выбрать способ получения квадратного отверстия.
  7. Наметить последовательность выполнения опера­ций при изготовлении рукоятки.
  8. Подобрать инструмент для выполнения технологи­ческих операций.
  9. Установить виды брака, которые могут быть допу­щены при выполнении отдельных операций, и наметить меры их предупреждения.

Элементы комплексного задания применяются после­довательно на всех этапах выполнения практической работы (в течение одного или нескольких занятий), т. е. используются они в логике изготовления изделия.

Содержание комплексного задания может предъяв­ляться учащимся как в устной форме, так и в виде карточек-заданий.

При устной форме учитель зачитывает условия каж­дой задачи. По времени это самый экономный способ, но он подходит не для всякой технологической задачи. Легко воспринимаются в устной форме расчетные за­дачи, содержащие небольшое число исходных данных. Обычно учителю достаточно в этом случае дважды прочитать предлагаемую задачу, разъяснить условия или поставить наводящие вопросы. Если же решение требует преобразования исходных данных, условие за­дачи нужно сокращенно записать на доске.

Наиболее рациональная форма предъявления ком­плексного технологического задания — карточка-зада­ние. Она содержит графическое изображение изделия (детали), условия всех задач, указания о характере оформления результатов и в случае необходимости — справочные данные. Рациональность этой формы заклю­чается в том, что учащиеся имеют возможность целост­но воспринять содержание всего задания, установить взаимосвязь между задачами, а учитель — организовать коллективное и индивидуальное их решение, осущест­вить дифференцированный подход к учащимся. Но в любом случае — предъявлено ли комплексное задание в виде карточки-задания или в устной форме — на доске должен быть изображен чертеж (технический рисунок) изделия. Он необходим во время решения задач, при обсуждении и уточнении полученных результатов.

В устной форме можно решить задачи, требующие определения последовательности выполнения трудовых действий, переходов в операции или операций в техно­логическом плане, нахождения параметра технологиче­ского процесса по справочным таблицам, выбора рацио­нальных приемов, обеспечивающих точность и высокое качество обработки, выявления причин допущенного брака и планирования мер по его предупреждению.

Технологические задачи, требующие сложных расче­тов и графических изображений, лучше всего решать на классной доске или в тетради. Когда анализируется новый тип задач или учителю необходимо познакомить учащихся с новым способом их решения, целесообраз­нее использовать доску. Составив план решения зада­чи, нужно привлечь учащихся к его реализации. Записи расчетов на доске рекомендуется выполнять самому учителю. Коллективная работа стимулируется постанов­кой перед учениками вопросов на нахождение расчет­ной формулы, определение действий, необходимых для расчета, и др. Если способ решения задачи изве­стен учащимся, то отпадает необходимость в постанов­ке наводящих вопросов.

Эффект будет наибольшим, если школьники станут обосновывать правильность или необходимость выпол­нения того или иного действия, контролировать точность записей на   доске.   Коллективная форма значительно экономит время и вовлекает всех учащихся (как силь­ных, так и слабоуспевающих) в познавательную деятель­ность. При этом сильные, как правило, определяют ход решения, а слабые пытаются объяснить его правиль­ность или ошибочность.

Разбор задач нового типа и способ их решения, за­писанный на доске, каждый ученик должен зафиксиро­вать в своей тетради. В частности, это целесообразно делать при ознакомлении учащихся VHI класса с зада­чами на определение режимов механической обработ­ки деталей на токарно-винторезном станке. Это позво­лит в дальнейшем использовать приобретенный навык для решения других задач данного типа.

Комплексные задания могут выполняться по фрон­тальной, индивидуальной или бригадной форме. Форма применения их зависит от формы организации практи­ческой работы. Так, например, если учащиеся изготав-лизаюг изделия по группам, наибольший эффект дает гругпоаая (звеньевая) форма выполнения задания. При этом учитель постоянно обращается к классу с вопро­сами, которые побуждают школьников включиться в процесс поиска решения и его результата, высказывать предположения и суждения, доказывать правильность своих действий.

В процессе работы над заданием необходимо под­держивать постоянный контакт с учащимися, контроли­ровать их действия, исправлять ошибки, поддерживать устойчивый интерес к решению, воспитывать самостоя­тельность в суждениях.

Наряду с коллективной формой решения задания на уроках труда рекомендуется использовать и индивиду­альную. В этом случае задачи ставятся перед всем классом, но решаются они не сообща, а самостоятель­но каждым учеником. Учитель при этом осуществляет дифференцированный контроль за деятельностью уча­щихся, оказывает помощь слабым. Если учащиеся до­пускают одну и ту же ошибку, он останавливает работу и находит причину неверных действий.

Индивидуальная форма выполнения комплексных за­даний требует больших затрат времени, но она более эффективна в дидактическом отношении. Поэтому учи­телю следует творчески сочетать индивидуальную и коллективную формы этой работы. На первоначальном этапе обучения школьников решению технологических задач целесообразно использовать в основном коллек­тивную форму. На последующих этапах обе формы могут быть использованы в отдельности или в сочета­нии друг с другом. Их выбор зависит прежде всего от дидактической цели занятия, содержания комплексного задания и уровня сформированности умений учащихся.

Дидактическая ценность комплексных технологических заданий в трудовой подготовке школьников заключа­ется в том, что в процессе их выполнения у учеников формируются умения проводить всесторонний анализ технологии предстоящей работы, определять условия качественного изготовления изделия, выполнять наибо­лее сложные операции, планировать меры по преду­преждению брака, рационализировать технологический процесс и т. д. Формирование этих умений — одно из главных условий активизации самостоятельной деятель­ности учащихся на уроках технического труда.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014