Изучение механизмов управления автомобиля ЗИЛ-130

Конструктивные особенности и принципы действия меха­низмов управления автомобиля ЗИЛ-130 изучаются на теоре­тических занятиях по курсу «Автодело» в IX классе. Иллюст­рации к публикуемым методическим рекомендациям на об­ложке и вкладке этого номера журнала.

Тема «Рулевое управление»



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

В начале 1-го занятия учащиеся должны уяснить назначение механизмов управления (рулевое управление и тормозная система) для безопасной работы автомобиля. Учитель объяс­няет, что рулевое управление служит для обеспечения движе­ния автомобиля по заданному водителем направлению.

Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-130

Рисунок 1

Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-130 состоит из руле­вого механизма с гидравлическим усилителем и рулевого привода (смотри рисунок 1). Рулевой механизм 32 установлен с левой стороны автомобиля на левой продольной балке ра­мы (лонжероне) 30. Вал рулевого механизма соединен с ва­лом 71 рулевого колеса 75 посредством карданного вала 65, имеющего два шарнира 62. Рулевая колонка 68 вала 71 закреп­лена в передней стенке кабины водителя.

Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма к управляемым колесам автомобиля. Рулевой привод соединяет поворотные кулаки 46 и 83 передних колес с валом 31 рулевой сошки 23 рулевого механизма 32. Руле­вой привод, состоящий из тяг и рычагов, образует так назы­ваемую рулевую трапецию (101, 102, 92, 107). Длины плеч рычагов, входящих в эту трапецию, подобраны таким образом, чтобы обеспечивать правильное соотношение углов поворота (смотри рисунок 2) передних колес автомобиля (внутреннее колесо при поворотах должно поворачиваться на больший угол, чем внешнее).

схема поворота управляемых колес автомобиляРисунок 2
α — угол поворота внешнего колеса; β — угол поворота внутреннего колеса; 1 — поперечная рулевая тяга; 2 — поворотные рычаги; 3 — балка передней оси

Далее учитель объясняет, что к рулевому приводу отно­сятся продольная 45 (смотри рисунок 1) и поперечная 101 руле­вые тяги и рычаги 53 поворотных кулаков 46, 83. В левом пово­ротном кулаке 46 закреплены два рычага — верхний 53 и нижний 107. В правом поворотном кулаке 83 закреплен один рычаг 92. Нижние поворотные рычеги соединяются с поперечной рулевой тягой 101 посредством шаровых шар­ниров 93, которые смазываются через масленки 94.

Поперечная рулевая тяга 101 представляет собой трубу, на концы которой навернуты головки (наконечники) 100, закрепленные стяжными болтами. На правом конце тяги и ее головке — правая резьба, на левом — левая резьба. Это позволяет вращением тяги, не снимая с автомобиля, изменять ее длину при регулировке схождения передних колес.

Продольная рулевая тяга 45 также представляет собой тру­бу с расширенными концами, образующими головки, в кото­рых находятся шаровые пальцы. Передний конец продольной рулевой тяги соединен через шаровой палец 20 с сошкой 23. Задний конец тяги посредством шарового пальца соединен с верхним поворотным рычагом 53.

Рулевой механизм 32 служит для перемещения нижнего конца рулевой сошки 23 вперед и назад (этим обеспечивается поворот верхнего рулевого рычага 53 через продольную руле­вую тягу 45) и для уменьшения усилия, необходимого для поворота рулевого колеса 75. На автомобиле ЗИЛ-130 приме­няется рулевой механизм типа винт — гайка и рейка — сектор. Передаточное отношение рулевого механизма 20:1.

Для облегчения управления автомобилем используется гид­роусилитель. Он состоит из следующих основных частей: на­гнетательного масляного насоса 34, установленного на дви­гателе; рейки-поршня, расположенного в картере рулевого механизма 32; клапана управления, смонтированного в крыш­ке картера рулевого механизма 39. Насос 34 и рулевой меха­низм 32 соединены между собой двумя гибкими шлангами — подводящим шлангом 33 высокого давления и отводящим шлангом 37 низкого давления.

Насос гидроусилителя (смотри рисунок 3) лопастной, двой­ного действия, с приводом в движение клиноременной пере­дачей от шкива коленчатого вала двигателя. Передаточное число клиноременной передачи i=1,5. Насос состоит из двух основных узлов: бачка 11 и корпуса 1, в котором размещен механизм насоса.

Насос гидроусилителя рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130Рисунок 3

Бачок 11 стальной, установленный на корпусе 1, служит резервной емкостью (2,8 л) рабочей жидкости (зимой применяется веретенное масло АУ, летом — турбинное 22 или индустриальное 20), а также для охлаждения жидкости вентилятором двигателя. Бачок 11 имеет крышку 13, в которой установлен сапун 12 для сообщения бачка с атмосферой. Клапан сапуна открывается при повышении давления над уровнем масла на 0,12—0,24 кгс/см². Сетчатый фильтр — 15 служит для очистки масла, возвращающегося из системы гидравлического усилителя рулевого механизма.

Корпус насоса 1 служит для расположения вала насоса 4, установленного на двух подшипниках — шариковом 5 и иголь­чатом 2. Для уплотнения служит резиновый сальник 8. В корпу­се 1 насоса имеются два канала, через которые рабочая жидкость поступает во всасывающие полости насоса. На переднем конце вала 4 при помощи конической втулки 7 и шпонки за­креплен приводной шкив 6, на заднем конце вала на шлицах закреплен ротор 20 насоса с девятью лопастями 41. Ротор вращается в статоре 42. При вращении ротора за один оборот его происходит два всасывания и два нагнетания, поэтому гидравлический насос называется насосом двойного действия. В крышке 35 насоса установлен перепускной клапан 34, в корпусе которого размещается шариковый предохранитель­ный клапан 25. В крышке 35 изготовлены демпферные 29 и калибровочные 33 отверстия для перепуска масла.

Работа насоса гидроусилителя. При вращении ротора лопас­ти 41 прижимаются к внутренней поверхности статора 42. При этом в двух всасывающих полостях 19 создается разре­жение вследствие того, что под действием центробежной си­лы выдвигаются лопасти 41 и увеличивается объем межло­пастных пространств. Плотное прижатие лопастей к стенкам статора при работе насоса также обеспечивается маслом, попадающим в пазы 21 лопастей ротора через отверстия 38 и каналы 23 распределительного диска ротора. При переме­щении лопастей в обе полости нагнетания лопасти вдвигаются в пазы ротора 21, объем межлопастного пространства умень­шается и масло вытесняется через каналы 37 распределитель­ного диска в канал высокого давления 30 и далее к рулевому механизму. Усилие (крутящий момент) рулевого механизма увеличивается. Из рулевого механизма масло возвращается по трубке 17 и через фильтр 15 поступает в бачок 11. Беспрерыв­ность подачи масла в случае засорения фильтра обеспечива­ется тарельчатым предохранительным клапаном 16. При 500 об/мин коленчатого вала двигателя производительность насоса достигает 12 л/мин и золотник 34 перепускного клапана открывается, что ограничивает дальнейшее увеличение подачи масла при больших оборотах. Наибольшее давление, разви­ваемое масляным насосом, составляет 65—70 кгс/см2. При дальнейшем повышении давления открывается предохрани­тельный клапан 25. При этом снизится давление в полости золотника 34 перепускного клапана, еще больше откроется перепускной клапан и увеличится перепуск масла по каналу 22.

Вопросы для повторения и закрепления учебного материала:

  1. Каково назначение рулевого управления автомобиля?
  2. Для чего служит рулевой привод?
  3. Объясните назначение рулевого механизма?
  4. Как устроена рулевая трапеция и каково ее назначение?
  5. Каково назначение гидроусилителя рулевого механизма?
  6. Назовите детали и части рулевого механизма и рулевого привода, через которые передается усилие от рулевого колеса к управляемым колесам автомобиля.

Тема «Тормозная система»



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-1317009966067164"
data-ad-slot="7741248530"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">

Учитель объясняет, что тормозная система служит для быстрого снижения скорости и остановки автомобиля, а также для удержания автомобиля на месте при остановке на уклонах (ручной стояночный тормоз). Следует обратить вни- мание учащйхся на необходимость бесперебойной и надеж­ной работы тормозов при движении автомобиля в дорож­ных условиях, на зависимость тормозного пути от скорости движения.

Затем следует ознакомить учащихся с конструктивным устройством тормозной системы.

Колесный тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130 (смотри рисунок 4) состоит из тормозного барабана 33, соединен­ного с колесом, двух тормозных колодок 2 с фрикционными накладками 3. Тормозные колодки своими нижними конце­выми отверстиями опираются на опорные пальцы 5. Верхние концы колодок прижимаются пружиной 9 к разжимному ку­лаку 10, который изготовлен как одно целое с валом 14, имеющим шлицы на конце. Вал разжимного кулака 10 уста­новлен в кронштейне опорного диска 11 и кронштейне 20 крепления тормозной камеры 21. При торможении (нажатии на педаль тормоза) сжатый воздух прогибает диафрагму 18, опорный диск 29 и перемещает шток 25, который через вил­ку 18 и рычаг 19 поворачивает разжимной кулак 10. Разжим­ной кулак прижимает тормозные колодки 2 к внутренней поверхности тормозного барабана 33, в результате чего обра­зуются силы трения, направленные в противоположную сторо­ну вращения тормозного барабана, а между колесом и дорож­ным покрытием возникает тормозная сила, направленная про­тив движения автомобиля.

тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130Рисунок 4

На автомобиле ЗИЛ-130 применяется пневматический при­вод на колесные тормозные механизмы и механический привод на тормозной барабанный механизм ручного тор­моза (рисунок 5).

Пневматический привод тормозов автомобиля ЗИЛ-130

Рисунок 5

В пневматический привод входят следующие части, меха­низмы и приборы: компрессор 16, регулятор давления 28, воздушные резервуары (ресиверы) 32, манометр 29, тррмоз- ной кран 52, колесные тормозные камеры 8, воздухопроводы (на вкладке показаны желтым цветом). Торможение автомо­биля с пневматическим приводом тормозов производится за счет усилия, создаваемого давлением сжатого воздуха, подаваемого компрессором. Воздух, сжимаемый в компрес­соре 16, направляется через регулятор давления' 28 в воз­душные резервуары 32, содержащие запас воздуха, необхо­димый для привода в действие колесных тормозов. Тормоз­ной кран 52 соединен с резервуарами трубопроводом. При нажатии на тормозную педаль тормозной кран рт|фы- вает доступ сжатому воздуху из резервуаров в тормоз­ные камеры 8. Под давлением сжатого воздуха диафраг­ма 10 передает усилие на тормозной механизм и колодки прижимаются к тормозным барабанам — происходит тор­можение автомобиля.

Воздушные резервуары (ресиверы) 32 служат для запаса сжатого воздуха. На правом резервуаре установлен предохра­нительный клапан 70, который открывается при повышении давления воздуха до 9,0 кгс/см2, и воздух выходит в атмо­сферу. Для выпуска конденсата на воздушных резервуарах установлены сливные краны 36.

Манометр 29 установлен на приборном щитке кабины водителя и дает возможность контролировать величину дав­ления сжатого воздуха в пневматической системе тормозов (шкала и стрелка 31). При установке двухстрелочного ма­нометра он подсоединяется также к магистрали, подающей воздух в тормозные камеры 8, и позволяет проверять дав­ление в них (шкала и стрелка 30).

Далее учитель объясняет, что на автомобилях ЗИЛ-130 В1 и ЗИЛ-130, предназначенных для работы с прицепом или полуприцепом, для управления пневматическим приводом тормозной системы устанавливается комбинированный тор­мозной кран, позволяющий управлять тормозами и автомо­биля, и прицепа (полуприцепа).

Тормозной кран 44—66 комбинированный, диафрагменного типа. В корпусе крана имеются две полости, в которых помещены два механизма. Механизм, расположенный в верх­ней полости (цилиндр 49), управляет тормозами прицепного транспорта, а механизм, расположенный в нижней полости (цилиндр 63),— тормозами автомобиля-тягача.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть два положения работы тормозной системы.

  1. Педаль тормозов 33 нажата. Нижний конец коромысла 43 давит на рычаг 64 влево, и шток 6 перемещается назад. Атмосферный клапан 59 тормозов автомобиля закрывается, впускной клапан 58 открывается, воздух проходит в тормоз­ные камеры 8 автомобиля, и фрикционные накладки 3 коло­док 2 прижимаются к тормозным барабанам колес 1.

Одновременно шток 66 перемещается вперед, впускной клапан 57 тормозов прицепа закрывается, а атмосферный клапан 56 открывается, и в трубопроводе, соединяющем системы привода тормозов автомобиля и прицепа, устанав­ливается атмосферное давление, так как воздух из этого трубопровода выходит через выпускное отверстие 50. Тор­моза прицепа включаются в действие. Для предотвраще­ния наезда прицепа на автомобиль торможение прицепа происходит с некоторым опережением.

Следящее действие тормозного крана, т. е. соответствие силы торможения силе нажатия на педаль тормоза 33, неза­висимо от некоторого изменения давления воздуха в резер­вуарах обеспечивается следующим образом. Под действием достаточно большого давления воздуха диафрагма 60 тор­мозного крана перемещается вперед, сжимая уравновеши­вающую пружину цилиндров тормозного крана. Клапаны 58 и 59 также перемещаются вперед, при этом атмосферный клапан 59 остается закрытым. Впускной клапан 58 закрывает­ся, и прекращается повышение давления воздуха в тормоз­ных камерах 8. Следящее действие крана прекращается примерно на 15% (в последней части) хода педали тормоза 33 при нажатии с силой 10—15 кгс; в этом случае давление в тормозных камерах 8 соответствует давлению воздуха в воздушных резервуарах 32.

  1. Педаль тормоза 33 не нажата. Верхний конец коромыс­ла 48 находится в крайнем заднем положении. Впускной кла­пан 58 тормозного, крана закрыт, и воздух не поступает в тормозные камеры 8 автомобиля, которые сообщаются с атмосферой через трубопроводы и открытый атмосфер­ный клапан 59*тормозного крана автомобиля.

Тормозные камеры 8 служат для приведения в действие колесных тормозных механизмов автомобиля. Тормозные камеры передних и задних колес автомобиля имеют одина­ковое устройство. В крышке камеры ввернут штуцер для под­вода сжатого воздуха в камеру. Диафрагма 10 через шток 74 постоянно прижимается возвратной пружиной 9 к крышке ка­меры. С вилкой штока 7 камеры соединен регулировочный рычаг, который служит для регулировки тормозов колес и хо­да штока с диафрагмой. В корпусе 6 расположена червячная пара из шестеренки, сидящей на шлицах вала разжимного кулака 5, и червяка, посаженного на ось. При нажатии на тормозную педаль 33 во время торможения автомобиля сжатый воздух из воздушных резервуаров 32 через тормоз­ной кран поступает в полость между крышкой камеры и диафрагмой 10 и, отжимая диафрагму, перемещает шток 7, поворачивая регулировочный рычаг и разжимая тормозные колодки 2 разжимным кулаком 5. При отпускании педали 33 сжатый воздух выходит из камеры и диафрагма под действием возвратной пружины 9 вместе со штоком и регулировочным рычагом отжимается назад.

Ручной тормоз на автомобиле ЗИЛ-130 установлен на ко­робке передач и крепится к крышке подшипника ведомого вала коробки передач. Тормозной механизм 43, 44, 45 — ба­рабанного типа; привод — механический. Для повышения эффективности действия ручного тормоза на автомобиле ЗИЛ-130 предусмотрено совместное действие ручного тор­моза и комбинированного тормозного крана, которое заключается в следующем. При отклонении назад ручного рычага 41 с помощью тяги 42, 51 уравнительного рычага 46, тяги 39 и ры­чага 38 ручного привода поворачивается разжимной кулак 45 ручного тормоза и колодки 44 прижимаются к тормоз­ному барабану 43 центрального ручного тормоза. Происходит торможение. В то же время поворачивается вперед нижний конец кулака 7, который смещает вперед шток 66 тормозов прицепа, и происходит торможение прицепа.

Затем учитель объясняет, что для получения сжатого воз­духа, необходимого для работы пневматической системы тормозов автомобиля, используется компрессор.

Компрессор автомобиля ЗИЛ-130 (смотри рисунок 6) двухци­линдровый, с жидкостным охлаждением; установлен спереди на торце правой головки блока цилиндров двигателя и закреп­лен тремя болтами; приводится в действие клиноременной передачей от шкива вентилятора. Передаточное число ре­менной передачи в пределах i=1,23—1,41 при переменном диаметре шкива 7 компрессора, за счет которого происходит натяжение приводного ремня.

компресор автомобиля ЗИЛ-130Рисунок 6

Блок 10 цилиндров компрессора, изготовленный из серого чугуна, установлен на картере 2 и крепится к нему шпильками. С левой стороны блока в камере 37 установлены два впускных клапана 29 и 32, прижимаемые к седлу 30 пружинами 28. В камере 37 находится разгрузочное устройство (плунжер 36, коромысло 35 с пружиной 33). В камерах головки блока над каждым цилиндром расположены выпускные (нагнетатель­ные) клапаны 20, 22, 24. Камеры выпускных клапанов головки блока сообщаются через ввернутый в головку штуцер и трубо­проводы с воздушными резервуарами тормозной системы.

Поршни 19 компрессора имеют два компрессионных кольца 17 и одно маслосъемное кольцо 14.

Поршневые пальцы 16 плавающие. В торцы пальцев впрес­сованы алюминиевые заглушки 15, которые предотвращают осевое смещение пальцев и исключают задиры стенок ци­линдров.

Шатуны 11 компрессора стальные, штампованные. В верх­нюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка 18, кото­рая является подшипником поршневого пальца. Нижняя го­ловка разъемная и имеет тонкостенные вкладыши, обеспе­чивающие легкость ремонта при износе шатунного подшип­ника.

Коленчатый вал 8 компрессора стальной, штампованный; установлен в картере 2 на двух шариковых цилиндрических подшипниках 4. На переднем конце коленчатого вала установ­лен на шпонке приводной шкив 7. Смазка компрессора принудительная, под давлением через каналы от системы смазки двигателя. Масло подается от двигателя через шту­цер 52 трубки подачи масла и отводится в картер дви­гателя через трубку 57. Охлаждение компрессора жидкост­ное, принудительное (насосное) от системы охлаждения дви­гателя.

Регулятор давления 40—51 ограничивает максимальное давление воздуха, подаваемое компрессором в тормозную систему автомобиля. В кожухе 43 установлены шариковые клапаны 46, 47, шток 45 и пружины с двумя центрирующими шариками. При повышении давления в воздушных резервуа­рах до 7,0—7,4 кгс/см2 шарикй 46 и 47 поднимаются и воздух по каналу проходит в полость 37 к разгрузочному устройству компрессора. При падении давления воздуха до 5,6— 6,0 кгс/см2 клапаны 46 и 47 закрываются и разгрузочное устройство компрессора сообщается с атмосферой. Заданное давление устанавливают, поворачивая регулировочный кол­пак 44, изменяя силу нажатия пружины. Воздух в регулятор давления поступает из воздушного резервуара через метал­локерамический фильтр 51. Для очистки воздуха, попадаю­щего в регулятор давления и компрессор, имеется сетчатый фильтр 49.

Работа компрессора. Компрессор работает по принципу одностороннего действия. Сжимая воздух в цилиндре с одной стороны поршня, создает давление воздуха, которое ограни­чивается регулятором 43 давления, работающего совместно с разгрузочным устройством. Воздух, поступающий в комп­рессор, проходит очистку в воздушном фильтре двигателя. При движении поршня вниз появляется небольшое разреже­ние в одном из цилиндров компрессора, вследствие чего воздух под атмосферным давлением, попадая в камеру 37, открывает впускной клапан 29 и, проходя по каналу 26, заполняет объем цилиндра. При движении поршня вверх воздух сжимается и закрывает впускной клапан, затем своим давлением, преодолевая сопротивление пружины 22, откры­вает выпускной (нагнетательный) клапан 21 и через полость и штуцер головки блока цилиндров поступает по трубопро­воду в воздушные резервуары тормозной системы автомо­биля.

Вопросы для повторения и закрепления учебного материала:

  1. Каково назначение тормозной системы автомобиля?
  2. Из каких основных частей она состоит?
  3. Объясните назначение тормозного механизма.
  4. Для чего служит гидроусилитель рулевого механизма?
  5. Каково назначение тормозного привода? Какие типы тормозных приводов применяются на автомобилях?
  6. Объясните принцип действия тормозной системы с пнев­матическим приводом.
  7. Какие приборы входят в пневматический привод тор­мозов?
  8. Каково назначение тормозного крана?
  9. Объясните назначение компрессора.
  10. Для чего служит регулятор давления воздуха?
  11. Объясните принцип действия компрессора.

Подписи к иллюстрациям

На рисунке 6. Компрессор автомобиля ЗИЛ-130:

1 — нижняя крышка картера; 2 — картер; 3 — передняя крышка картера; 4 — шариковый коренной подшипник ко­ленчатого вала; 5 — раздвижная половина шкива компрес­сора;. 6 — болт крепления половин раздвижного шкива; 7 — ступица шкива; 8 — коленчатый вал компрессора; 9 — вкладыш шатуна; 10 — блок цилиндров компрессора; 11 — шатун компрессора; 12 — сверление шатуна для под­вода масла к пальцу; 13 — водяная рубашка блока цилинд­ров; 14 — маслосъемное кольцо поршня; 15 — заглушка поршневого кольца; 16 — поршневой палец; 17 — компрес­сионное кольцо поршня; 18 — втулка поршневого пальца; 19 — поршень компрессора; 20 — седло нагнетательного клапана; 21 — нагнетательный клапан; 22 — пружина нагне­тательного клапана; 23 — шпилька крепления головки ци­линдров; 24 — корпус нагнетательного клапана; 25 — водяная рубашка головки цилиндров; 26 — впускной канал; 27 — огра­ничитель подъема впускного клапана; 28 — пружина впускно­го клапана; 29, 32 — впускной клапан; 30 — седло впускного клапана; 31 — шток впускного клапана; 33 — пружина ко­ромысла штоков впускных клапанов; 34 — гнездо штока впускного клапана; 35 — коромысло штоков впускных клапа­нов; 36 — плунжер штока впускного клапана; 37 — камера подачи воздуха от воздушного фильтра двигателя; 38 — ка­нал, соединяющий разгрузочное устройство с регулятором давления; 39 — корпус регулятора давления; 40 — седло выпускного шарикового клапана регулятора давления; 41 — регулировочный колпак; 42 — пружина шариков регулиро­вочного колпака; 43 — защитный колпак регулятора давле­ния; 44 — шарик регулировочного колпака; 45 — шток шарикового клапана регулятора давления; 46 —г шарик вы­пускного клапана регулятора давления; 47 — шарик впускного клапана регулятора давления; 48— седло впускного клапана шарикового регулятора давления; 49 — сетчатый фильтр; 50— штуцер для подсоединения трубки воздушного резервуара; 51 — металлокерамический фильтр регулятора давления; 52 — штуцер для присоединения трубки подачи масла в комп­рессор из системы смазки двигателя; 53 — уплотнитель зад­ней крышки картера компрессора (обеспечивает подачу масла от двигателя в коленчатый вал компрессора); 54 — упорная гайка шарикового коренного подшипника; 55 — задняя крышка картера; 56 — крышка шатуна; 57 — сливная трубка для Масла.

На рисунке 4. Тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130:

1 — чека; 2 — тормозная колодка; 3 — фрикцион- ная накладка тормозной колодки; 4 — окно для замера зазо­ра между фрикционной накладкой и барабаном; 5 — эксцент­риковый опорно-регулировочный палец тормозной колодки; 6 — накладка пальцев; 7 — маслоуловитель; 8 — поворот­ный кулак колеса; 9 — стяжная пружина тормозных коло­док; 10, 12 — разжимной кулак с валом; 11 — кронштейн вала разжимного кулака; 13 — масленка для смазки вала разжимного кулака; 14 — пробка отверстия для подачи смазки к червячной паре регулировочного механизма; 15 — регулировочные шайбы разжимного кулака; 16 — крышка корпуса регулйровочного механизма; 17 — пробка фиксатора регулировочного вала; 18 — вилка штока тормозной каме­ры; 19 — рычаг привода вала разжимного кулака; 20 —- кронштейн для крепления тормозной камеры; 21 — корпус тормозной камеры; 22 — уплотнительная шайба тормозной камеры; 23 — возвратная пружина диафрагмы; 24 — пружина уплотнительной шайбы; 25 — шток тормозной камеры; 26 — шланг подачи сжатого воздуха от тормозного крана; 27 — крышка корпуса тормозной камеры; 28 — диафрагма тор­мозной камеры; 29 — опорный диск штока; 30 — накладка опорного диска колесного тормоза; 31 — гайка опорно- регулировочного пальца тормозной колодки; 32 — крон­штейн опорно-регулировочного пальца; 33 — тормозной ба­рабан колесного тормоза; 34 — регулировочный вал с чер­вяком; 35 — шарик фиксатора регулировочного вала; 36 — червячная шестерня.

На рисунке 1. Рулевое управление автомо­биля ЗИЛ-130:

1 — шпилька крепления диска колеса; 2 — кол­пак цапфы; 3 — контргайка; 4 — стопорная шайба; 5 — за­мочное кольцо; 6 — гайка крепления и регулировки подшип­ников переднего колеса; 7 — наружный подшипник сту­пицы; 8 — ступица переднего колеса; 9 — цапфа поворотного кулака; 10 — внутренний подшипник ступицы; 11 — упорное кольцо внутреннего подшипника; 12 — кольцо сальника сту­пицы; 13 — маслоотражатель ступицы переднего колеса; 14 — тормозная колодка; 15 — опорный диск переднего тормоза; 16 — тормозной барабан; 17 — стяжной хомут рессоры; 18 — листы передней рессоры (11 листов); 19 — подкладка ушка крепления передней рессоры; 20 — шаровой палец сошки; 21 — накладка стремянки ушка крепления пе­редней рессоры; 22 — стремянка ушка передней рессоры; 23 — сошка рулевого механизма; 24 — ушко крепления передней рессоры; 25 — стопорный болт крепления пальца; 26 — палец крепления передней рессоры; 27 — втулка ушка передней рессоры; 28 — масленка рессорного пальца; 29 — передний кронштейн крепления рессоры к раме; 30 — левая продольная балка рамы; 31 — вал сошки рулевого меха­низма; 32 — картер рулевого механизма (он же цилиндр гидроусилителя); 33 — шланг высокого давления для подачи масла от насоса гидроусилителя к рулевому механизму; 34 — насос гидроусилителя рулевого механизма; 35 — шкив привода насоса гидроусилителя от коленчатого вала двигателя; 36 — бачок насоса; 37 —- возвратный шланг низкого давления для поступления масла от рулевого меха­низма в бачок насоса; 38 — кронштейн крепления насоса к двигателю; 39 — корпус клапана управления; 40 — магнит­ная пробка для выпуска масла из картера рулевого меха­низма; 41 — кронштейн крепления картера к раме; 42 — масленка шарового соединения продольной рулевой тяги (2 штуки); 43 — стяжной болт хомута; 44 — распорная втул­ка стяжного болта; 45 — продольная рулевая тяга; 46 — ле­вый поворотный кулак; 47 — ограничитель пружины продоль­ной рулевой тяги; 48 — канал для прохода смазки; 49 — упор шарнира продольной рулевой тяги; 50 — пружина продольной рулевой тяги; 51 — вкладыш шарнира продольной рулевой тяги; 52 — шаровой палец верхнего рычага поворотного кула­ка; 53 — верхний рычаг поворотного кулака; 54 — чехол сальника продольной рулевой тяги; 55 — пробка продольной рулевой тяги; 56 — стремянка крепления передней рессоры к балке передней оси; 57 — накладка передней рессоры; 58 — фиксатор накладки; 59 — резиновый буфер передней рессоры; 60 — клин крепления карданного шарнира; 61 — масленка смазки втулок карданного шарнира (2 штуки); 62 — карданный шарнир; 63 — ведомая видка карданной переда­чи привода рулевого механизма; 64 — гайка крепления резиновойлочного уплотнения карданной передачи; 65 — ве­дущий (полый) вал карданной передачи привода рулевого механизма; 66 — гайка крепления вала рулевого управления; 67 — сальник подшипника вала; 68 — рулевая колонка; 69 — контактное устройство звукового сигнала; 70 — контактное кольцо; 71 — вал рулевого управления; 72 — шариковый подшипник вала; 73 — гайка крепления рулевого колеса; 74 — кнопка сигнала; 75 — рулевое колесо; 76 —- переключа­тель указателей поворота; 77 — фланец крепления рулевой колонки к полу кабины; 78 телескопический амортиза­тор; 79 — палец крепления амортизатора; 80 — кронштейн крепления амортизатора к раме; 82 — ограничитель пово­рота колеса; 83 — правый поворотный кулак; 84 — регули­ровочные прокладки; 85 — масленка втулки шкворня (4 шту­ки); 86 — шкворень поворотного кулака; 87 — втулка шквор­ня; 88 — стопорный клин шкворня; 89 — верхняя шайба опорного подшипника; 90 —- сальник опорного подшипника; 91 — нижняя шайба опорного подшипника; 92 —- правый пово­ротный рычаг поперечной рулевой тяги; 93 — шаровой па­лец поворотного рычага; 94 — масленка шарового соеди­нения поперечной рулевой тяги (2 штуки); 95 — задний кронштейн рессоры; 96 — сухарь заднего кронштейна перед­ней рессоры; 97 — накладка первого листа рессоры; 98 — втулка со стяжным болтом заднего кронштейна рессоры; 99 — серьга сухаря заднего кронштейна рессоры; 100 — го­ловка поперечной рулевой тяги; 101 — поперечная рулевая тяга; 102 — балка передней оси; 103 — кронштейн креп­ления амортизатора к балке передней оси; 104 — пружина вкладышей головки; 105 — нижний вкладыш шарового соеди­нения поперечной рулевой тяги; 106 — верхний вкладыш ша­рового соединения поперечной рулевой тяги; 107 — левый по­воротный рычаг поперечной рулевой тяги.

На рисунке 5. Пневматический привод тормозов автомобиля ЗИЛ-130:

1 — тормозной бара­бан колесного тормоза; 2 — тормозная колодка колесного тормоза; 3 — фрикционная накладка тормозной колодки; 4 — стяжная пружина тормозных колодок; 5 — разжимной кулак колесного тормоза; 6 — корпус регулировочного ме­ханизма; 7 — вилка штока тормозной камеры; 8 — тормозная камера; 9 — возвратная пружина диафрагмы; 10 — диафраг­ма тормозной камеры; 11 —- нижняя крышка картера компрес­сора; 12— шариковый коренной подшипник коленчатого вала; 13 — коленчатый вал компрессора; 14 — шатун компрессора; 15 — картер компрессора; 16 — блок цилиндров компрессо­ра; 17 — поршень компрессора; 18 — головка блока ци­линдров компрессора; 19 — нагнетательный клапан компрес­сора; 20 — ограничитель подъема впускного клапана; 21 — впускной клапан; 22 — патрубок подачи воздуха от возду­хоочистителя двигателя автомобиля; 23 — плунжер штока впускного клапана; 24 — фильтр регулятора давления; 25 — стержень клапанов регулятора давления; 26 — регулировоч­ный колпак; 27 — шариковые клапаны регулятора давле­ния; 28 — корпус регулятора давления; 29 — манометр системы пневматического привода; 30 — стрелка и шкала, показывающие давление воздуха в тормозных камерах; 31 — стрелка и шкала, показывающие давление воздуха в воздуш­ных резервуарах; 32 — воздушный резервуар; 33 — педаль тормоза; 34 — пружина педали тормоза; 35 — тяга педали тормоза; 36 — кран для выпуска конденсата; 37 — рычаг управления тормозным краном; 38 — регулировочный ры­чаг-сектор; 39 — тяга привода центрального ручного тормо­за; 40 — тяга, соединяющая привод от педали с тормозным краном; 41 — ручной рычаг привода центрального тормоза; 42 — нижняя тяга ручного привода; 43 — барабан центрального тормоза; 44 — колодка центрального тормоза; 45 — раз­жимной кулак центрального тормоза; 46 — верхняя тяга руч­ного привода; 47 — кулак ручного привода; 48 — коромысло тормозного крана; 49 — цилиндр тормозов прицепа; 50 — выпускное отверстие тормозов прицепа; 51 — нижняя тяга ручного привода; 52 — корпус тормозного крана; 53 — диаф­рагма тормозов прицепа; 54 — кронштейн крепления уравни­тельного рычага к поперечине рамы автомобиля; 55 — стакан­чик следящего механизма тормозов прицепа; 56 — атмосфер­ный клапан тормозов прицепа; 57 — впускной клапан тор­мозов прицепа; 58 — впускной клапан тормозов автомобиля; 59 — атмосферный клапан тормозов автомобиля; 60 — ди­афрагма тормозов автомобиля; 61 — стаканчик следящего механизма тормозов автомобиля; 62 — выпускное отверстие тормозов автомобиля; 63 — цилиндр тормозов автомо­биля; 64 — нижний рычаг тормозного крана; 65 — нижняя ось коромысла; 66 — шток цилиндра тормозов прицепа; 67 — гайка-барашек отверстия отбора сжатого воздуха; 68 — кран отбора сжатого воздуха; 69 —- отверстие для выхода воздуха в атмосферу; 70 — корпус предохранительного клапана; 71 — выпускной шариковый предохранительный клапан; 72 — контрольный стержень; 73 — регулировочный винт; 74 — шток тормозной камеры; 75 — разобщитель­ный кран пневматического привода тормозов прицепа; 76 — соединительная головка пневматического привода тормозов прицепа.

На рисунке 3. Насос гидроусилителя рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130: 1 — корпус насоса гидроусилителя; 2 — игольчатый подшипник; 3 — наружное кольцо (корпус) игольчатого подшипника; 4 — вал насоса; 5 — шариковый подшипник с «вечной» смазкой; 6 — шкив привода насоса; 7 — коническая втулка; 8— сальник из мас­лостойкой резины; 9 — канал (окно) для поступления масла из бачка к насосу; 10 — коллектор насоса гидроусилителя; 11 — бачок насоса; 12 — сапун для сообщения бачка с атмос­
ферой; 13 — крышка бачка; 14 — заливной фильтр насоса; 15— фильтр очистки масла, возвращающегося в бачок из ру­левого механизма; 16 — тарельчатый предохранительный клапан фильтра очистки масла; 17 — возвратная трубка для поступления масла из рулевого механизма; 18 — канал для перепуска масла в полость всасывания насоса; 19 — полость всасывания насоса (образуется углублениями на распредели­тельном диске 36); 20 — ротор насоса; 21 — паз лопасти ротора, заполняемый маслом, которое усиливает прижатие лопаток к статору; 22 — канал для возврата масла при открытом перепускном клапане; 23 — канал (два) распреде­лительного диска для подачи масла в пазы под лопатки рото­ра; 24 — пружина шарикового предохранительного клапана насоса; 25 — шариковый предохранительный клапан насоса; 26 — седло предохранительного клапана насоса; 27 — пружи­на перепускного клапана (одновременно прижимает распре­делительный диск 36 к статору 42); 28 — демпфирующее отверстие шарикового предохранительного клапана; 29 — демпфирующее отверстие перепускного клапана; 30 — канал высокого давления для подачи масла от насоса к рулевому механизму; 31 — регулировочные шайбы; 32 — направляю­щая пружина шарикового предохранительного клапана; 33 — калиброванное отверстие (диаметром 4,1 мм), являющееся гидравлическим сопротивлением и создающее перепад дав­лений (возрастающий с увеличением количества проходя­щего масла); 34 — золотник перепускного клапана насоса; 35 — крышка насоса; 36 — распределительный диск насоса; 37 канал (два) распределительного диска для подачи масла от насоса к каналу высокого давления; 38 — отверстие (два) распределительного диска для подачи масла в пазы под лопасти ротора; 39 — кольцевое уплотнение статора; 40 — штифт (два) центровки статора и распределительного диска относительно корпуса насоса; 41 — лопасть насоса (10 штук); 42 — статор насоса.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014