Использование муляжей на занятиях по сельскохозяйственному труду

Муляжи, используемые в сочетании с натуральными объек­тами, играют важную роль при изучении теоретических вопросов сельскохозяйственного труда. С их помощью у школьников обобщаются и конкретизируются понятия о выра­щиваемых в данной местности растениях, а также воссоздают­ся те их качества и характеристики, которые трудно наблю­дать непосредственно в природе.

В 6 классе при изучении темы «Сельскохозяйственные работы в весенний период» учителю необходимо дать уча­щимся первоначальные понятия о сортах различных культур, их продуктивности и взаимосвязи с окружающей средой. Беседу по этиУл вопросам лучше всего проиллюстрировать муляжами «Дикая форма томата обыкновенного и культур­ные сорта томатов», «Дикая форма и культурные сорта картофеля» и «Набор муляжей плодов гибридных и поли­плоидных растений с исходными формами» (111 ч., свекла). Одновременно учитель демонстрирует натуральные объекты этих культур, выращиваемых в местном хозяйстве, а также влажный препарат томатов.

При закреплении изученного материала группы по 5—6 че­ловек получают следующие задания:

  1. Рассмотреть натуральные объекты и муляжи и сравнить
    их по внешним признакам: размеры, масса, цвет и др,
  2. Прочитать описание муляжей и, учитывая данные
    по натуральным объектам, ответить на вопрос: как меняются
    качества плодов (холодостойкость, лежкость, крахмалистость,
    сахаристость и др.) в зависимости от условий выращивания
    и хранения.

Аналогичная работа проводится и в 7 классе на занятиях по изучению сортов плодово-ягодных культур. В этом случае наряду с натуральными объектами фруктов, выращиваемых в базовом хозяйстве, могут быть использованы муляжи «Дикая форма и культурные сорта яблони» и «Набор муляжей плодов гибридных и полиплоидных растений с исходными формами» (I и II ч.). Закрепляя пройденное, учащиеся заполняют таблицу по следующей форме:

Название сорта Распростарнение Урожайность Время съема плодов Потребительская зрелость яблок

В процессе изучения темы «Инфекционные болезни сельскохозяйственных животных, их предупреждение и лече­ние» (курс «Основы животноводства», 9 класс) учитель пред­лагает учащимся подготовить доклады или сообщения по отдельным видам заболеваний скота (мастит, ящур, туберку­лез и т. д.). Для иллюстрации своих выступлений школьники используют муляжи «Поражение языка крупного рогатого скота при ящуре», «Ящурные поражения межкопытной щели», а также кадры из диафильмов «Как повысить устойчивость животных к инфекционным заболеваниям», «Уход за кожей и конечностями животных».

При изучении темы «Инвазионные болезни селькохозяйственных животных, их предупреждение и лечение» приме­няются муляжи «Личинка овода под кожей крупного рога­того скота» в комплексе с натуральными объектами: влажным препаратом гельминтов и коллекцией клещей.

Муляжи помогают школьникам представить полную карти­ну заболевания животных с момента его возникновения до возможности обнаружения. Это способствует формированию осознанного отношения к соблюдению санитарно-гигиени­ческих правил. В сочетании с другими средствами на­глядности муляжи позволяют учителю совершенствовать ме­тодику преподавания теоретических вопросов в курсе сель­скохозяйственного труда. Они могут быть позаимствованы в Школьном кабинете биологии или приобретены через учколлектор.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014