Инкрустация оловом по древесине

Техника инкрустации оловом была известна в глубокой древности. Мно­гие музеи мира украшают кубки, чаши, тарелки, инкрустированные рас­плавленным оловом или свинцом.

Технология покрытия орнамента сле­дующая:

  1. выбор материала и рисунка;
  2. точение заготовки на станке;
  3. выре­зание рисунка;
  4. заливка его металлом;
  5. обточка на станке и лакировка гото­вого изделия.

Выбирая форму предмета, надо иметь в виду, что особенности инкру­стирования оловом позволяют брать лишь относительно небольшие, диа­метром от 4 до 10 см, изделия типа солонки, тарелки, подставки и т. п. Древесина должна быть хорошо про­сушенной и обязательно твердых по­род (дуб, ясень, орех, береза, бук и др.).

Составляя эскиз изделия, надо изоб­разить на нем и декоративную от­делку. При этом нельзя забывать о том, что все элементы орнамента должны соединяться между собой. После того как они будут прорезаны штихелем, по этим своеобразным ка­навкам потечет расплавленный ме­талл. И чем крупнее и сложнее рисунок, тем больше должно быть соединительных протоков — линий на декоративном орнаменте.

Точение на токарном станке осу­ществляется в два приема. Вначале вытачивается заготовка — цилиндр диаметром на 10 мм больше размера по эскизу. Для того чтобы сохра­нить центровку детали при последую­щей обработке, заготовка насаживает­ся на металлическую оправку. Затем она укрепляется в центрах станка и об­тачивается по размерам, указанным в эскизе.

После точения на поверхность за­готовки переводится рисунок орнамен­та. По его линиям специальным ин­струментом для резьбы древесины прорезаются углубления шириной и глубиной 2—3 мм. Когда весь узор вырезан, заготовка плотно обертыва­ется картоном и завязывается бечев­кой или проволокой. Верхний край картона должен несколько выступать над ее торцевой поверхностью.

Олово плавят в тиглях или спе­циально предназначенных для этого металлических сосудах с летками. Ра­ботают с расплавленным металлом обязательно в защитных очках и бре­зентовых рукавицах, строго руковод­ствуясь существующими Правилами бе­зопасности труда.

Расплавленное олово заливают в верхний поясок; растекаясь из него по соединительным желобкам, металл быстро заполнит все линии орнамен­та, не успевая обуглить плотную дре­весину. После того как олово за­стынет, бечевка развязывается, снима­ется картон и заготовка устанавлива­ется в центрах токарного станка. Металл, выступающий за пределы узо­ра, снимается резцом. Готовое изде­лие шлифуется и полируется на стан­ке, а затем покрывается бесцветным лаком. Красивая текстура древесины хорошо сочетается с блестящим ме­таллом декоративного орнамента.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014