Фанеровщик художественных изделий из дерева

Украшать изделия из дерева человек стал с той поры, когда начал применять его в качестве орудий охоты и труда. Это было задолго до появления ис­кусственных жилищ и мебели. Украше­ния были выполнены в виде резных орнаментов, состоявших из точек, зиг­загообразных и прерывистых линий, кругов, символов и стилизованных изо­бражений солнца, животных и птиц, растений, явлений природы. Резьба вы­полнялась каменными орудиями. Часто она сочеталась с окрашиванием изде­лий природными минеральными кра­сками и соками растений и плодов.

Изделия из фанеры

По мере приобретения человеком опыта выплавки и обработки металлов (III — IV тыс. до н. э. — бронза, ко­нец II тыс. до н. э.— железо) стало возможным создание инструмента для высококачественной ручной обработки древесины, т. е. были заложены ос­новы столярного дела. Одновременно совершенствуются и возникают новые способы отделки и украшений изде­лий из древесины.

Считают, что изобретение мебели принадлежит Древнему Египту. Там же были заложены и основы украшения и отделки ее. В начале развития столяр­ного дела детали мебели изготавли­вались из целого куска древесины (мас­сива). Но мебель, изготовленная из одной породы древесины, уже не уст­раивала богатых египтян. Дворцовую мебель стали украшать вставками и на­кладками из золота, бронзы, полудра­гоценными и драгоценными камнями, редкими породами древесины. Появил­ся и сохранился до наших дней один из способов украшения мебели — ин­крустация. Это вид декорировки из­делий и зданий орнаментами и изобра­жениями из кусочков камня, керами­ки, стекла, перламутра, кости, рога, древесины и т. д. Инкрустация дере­вом по дереву называется интарсией, металлом по металлу — насечкой. Ис­кусство египтян обрабатывать и укра­шать изделия из древесины оказало в дальнейшем влияние на другие наро­ды, особенно европейские.

Резка фанеры

Природа распорядилась так, что де­ревья с красивой текстурой и цветом растут в труднодоступных местах: Цен­тральной Африке — махагони (крас­ное дерево), Южной Америке — палисандр, на о. Шри Ланка и в Индии — эбеновое (черное) дерево и т. д. Запа­сы таких ценных пород древесины, как орех, карагач, акация, лимон, про­израстающих в районах Средиземно­морья, Юго-Западной Азии, в резуль­тате многолетней вырубки стали незна­чительными.

Чтобы сэкономить ценную древеси­ну, начали распиливать на тонкие до­щечки местные дешевые древесные породы и оклеивать ими детали ме­бели. Наиболее высокий художествен­ный уровень отделки изделий из дре­весины был достигнут в XIV—XVI вв. в странах Европы. Мебель, изготовлен­ная в стиле Ренессанс, была более лег­кой, чем из пиленых досок. Изобретение в это же время станка для вы­работки фанеры послужило началом техники фанерования. Можно ска­зать, что в это время появился про­образ современной профессии фане­ровщика художественных изделий из дерева. Современные шпонострогаль­ные станки позволяют получать листы строганого шпона толщиной от 0,6 до 1 мм. Из 1 м3 древесины можно по­лучить 400—600 кв. м шпона. Этого количества хватит на облицовку 50— 60 платяных шкафов, 150—200 столов.

На тонких листах шпона сохраняет­ся природный красивый рисунок дре­весины. Их складывают в пачки (кноли) в том порядке, в котором они стро­гались. Каждый очередной лист по сво­ему рисунку почти не отличается на глаз от предыдущего. Фанеровщик, умело используя природный рисунок, может получить симметричную компо­зицию на дверцах мебели или расхо­дящийся лучами набор на круглом сто­ле. Подбор шпона по цвету и тексту­ре, выбор породы древесины для то­го или иного изделия, гармоничное сочетание нескольких пород в одном наборе, применение протрав, краси­телей и отбеливателей для смягчения, выравнивания или усиления природно­го рисунка зависят от профессиональ­ного мастерства и художественного вкуса фанеровщика.

Фанеровщику приходится обраба­тывать не только плоские поверхно­сти, но и криволинейные. При этом усложняется подбор шпона и требует­ся применение специальных приспо­соблений. Особая требовательность и аккуратность предъявляются к качеству подгонки кромок элементов набора. Между кромками не должно быть про­света. Почти ювелирная точность тре­буется при выполнении мозаичных ра­бот и инкрустации. При инкрустиро­вании фанеровщик не только врезает в поверхность изделия кусочки дерева других пород или цвета, но и исполь­зует такие отделочные материалы, как металл, кость и рог, перламутр.

Аналогичные требования предъявля­ются к такому распространенному ви­ду мозаики, как маркетри. Это мозаи­ка из фигурных пластинок фанеры, раз­личных по цвету и текстуре, которые наклеиваются на основу (деревянная мебель, столярно-строительные детали интерьеров, панно и др.). Отличие ин­тарсии от маркетри состоит в том, что в первом случае кусочки других пород древесины врезаются в поверх­ность изделия, а во втором — наклеи­ваются на нее. Иногда листы шпона имеют такую причудливую текстуру, которую опытные фанеровщики при небольшой доработке или даже без нее используют как вполне закончен­ное художественное произведение (панно).

Развитие механизации при фане­ровании, создание новых технологий и отделочных материалов позволяет использовать в работе как традицион­ные способы отделки художественных изделий из древесины, так и новые, более прогрессивные — с наименьши­ми затратами труда.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014