Эстафета по черчению

Основная часть школьников лишена возможности принять участие в олимпиадах по предмету Черчение. Предлагаемая нами эста­фета дает возможность привлечь к ней практически всех желающих: одних — к конкурсу команд, других — конкурсу болельщиков. Для участия в эстафете в каждом классе орга­низуется команда. Так, например, если в школе три седь­мых класса, то можно составить три команды. Эстафета для VII и VIII классов проводится раздельно. Задание для команд параллельных классов одно и то же, число участ­ников — одинаково. Каждая команда должна выполнить предложенный ей чертеж быстро и качественно. Причем все члены ее по очереди выполняют отдельные его эле­менты. Например, первый из соревнующихся вычерчивает рамку, второй — заполняет основную надпись и т. д. Каждо­му участнику команды, выполнившему свою часть работы, жюри присуждает определенное количество баллов в зависи­мости от ее качества и затраченного времени.

Эстафету команд проводят в кабинете черчения, а конкурс болельщиков — в актовом зале. На передних столах рас­кладывают необходимые чертежные инструменты, листы бу­маги, карандаши.

Перед началом соревнования команды выстраиваются, при­ветствуют друг друга, и учитель зачитывает задание. Оно должно соответствовать учебной программе данного класса и состоять из упражнений, аналогичных выполнявшимся ранее на уроках черчения. Вот пример задания для VII клас­са: «Начертите на листе формата A3 (420X 297) рамку и графы основной надписи. Заполните чертежным шрифтом соответ­ствующие графы. Выполните в масштабе 2:1 чертеж детали (рисунок ниже), содержащий три вида (главный, сверху и слева). Нанесите размеры. Укажите проекции точек А, В, С на всех изображениях».

estafeta-po-chercheniyu

Восьмиклассникам можно предложить такое задание: «На­чертите на листе формата А4 (297X210) рамку и графы основной надписи; чертежным шрифтом заполните основ­ную надпись. Выполните чертеж детали (модели) с натуры в масштабе 2:1 с необходимыми разрезами. Проведите раз­мерные линии и нанесите размерные числа». Пример вы­полнения дан на рис. 2.

estafeta-po-chercheniyu2

Первые участники эстафеты приступают к работе одно­временно. За выполнением задания наблюдают члены жюри (учитель и капитаны команд). Школьник, выполнивший соот­ветствующий элемент чертежа, подходит к членам жюри, которые отмечают в протоколе его фамилию и затраченное время. К работе приступает следующий член команды.

Готовые чертежи вначале проверяют капитаны команд-соперниц, выставляя за качество от 1 до 3 очков. Оценен­ные работы сдаются учителю, который осуществляет конт­рольную проверку чертежей и выставляет очки капитанам за правильность и объективность оценки.

Задания для конкурсов болельщиков также готовятся зара­нее и записываются на доске. Например, для семиклассни­ков одно из них сформулировано так: «Посмотрите на рисунок и ответьте на следующие вопросы:

estafeta-po-chercheniyu3

  1. Каким аксонометрическим проекциям, отмеченным бук-
    вами А ...Д, соответствуют виды 1 ...5, 6...10 и 11 ...15?
  2. Сколько вершин имеет каждая деталь?
  3. Сколько плоскостей ограничивает деталь?
  4. Сколько цилиндрических поверхностей имеет деталь?
    Направление главного вида показано стрелкой».

Ответ оформите в виде таблицы:

Аксонометрическая проекция Виды Количество вершин Количество плоскостей Количество цилиндрических поверхностей
Спереди Сверху Слева
А 5 9 3 10 Нет 8
Б 15 1 7 12 1 10
и т.д.

Пример задания для болельщиков VIII  класса (рисунок ниже).

estafeta-po-chercheniyu4

  1. Какие сечения, обозначенные цифрами, соответствуют секущим плоскостям, обозначенным буквами. Ответ дайте записью типа: А—А, 1 — 1.
  2. Под каким углом проводят линии штриховки для ме­талла?
  3. Какое расстояние устанавливает ГОСТ 2.307—68 между размерной линией и линией контура?
  4. Как называется линия, которой обозначают плоскость сечения?

Прочитав задание, школьники записывают на листах бума­ги фамилию, класс и ответы на вопросы. Победителем здесь является та команда, которая дала большее число правиль­ных ответов.

В заключение жюри подводит общие итоги и распреде­ляет места. Решение оформляется в форме протокола, на­чало которого приведено в таблице ниже. Команда-победитель­ница определяется по времени, затраченному иа выполнение элементов чертежа, качеству работы, которое выявили капи­таны соперничающих команд, результату конкурса капитанов и конкурса болельщиков.

Элемент чертежа Фамилия участника Класс Время /мин/ Оценка качества Место
Рамка и штамп Иванов 2 2 1
Мельников 3 3 2
Боярцева 4 1 3
Заполнение штампа Попов 3 3 1
Васина 4 2 2
Ильина 4,5 1 3
Расположение видов и нанесение осевых линий и т. д. Ивчук 5 3 3
Горохова 5,5 1 1
Петрова 7 2 2

Команды, занявшие первое место, награждаются книгами или другими подарками, а на видном месте в холле школы вывешиваются результаты эстафеты.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014