Активация мышления учащихся на уроках технического труда

Постановка на занятиях по труду проблемных задач способствует осознаному выполнению учащимися прак­тических заданий. Рассмотрим это на примере прове­дения занятия по теме «Изготовление изделий с шипо­выми соединениями» (раздел «Обработка древесины») в VI классе.

Один из основных вопросов этого занятия — назна­чение и применение шиповых соединений деталей. Учитель должен рассказать о целесообразности соеди­нения деталей при помощи шипов, продемонстриро­вать его надежность. Для этой цели следует подобрать натуральные образцы шиповых соединений, транспа­ранты для кодоскопа.

aktivaciya-myshleniya-uchashhixsya-na-urokax-texnicheskogo-truda

Памятуя о трудностях усвоения темы и формирова­ния умений по изготовлению шипов на практических занятиях, целесообразно начать урок с создания проб­лемной ситуации. «В V классе,— говорит учитель уче­никам,— вы научились соединять детали из древесины гвоздями и шурупами. Однако большинство окружаю­щих нас предметов сделаны без их применения. Как вы можете это объяснить?» Шестиклассники, осматри­вая оборудование в столярной мастерской (верстаки, шкафы, столы, стулья), убеждаются, что оно изготовле­но без гвоздей и шурупов. Учитель должен подвести их к мысли, что изготовление большинства столярных из­делий невозможно осуществить без шиповых соеди­нений.

Показав натуральные образцы шипов и таблицы с их изображениями, следует дать такое задание: выполни­те в рабочих тетрадях эскиз шипового соединения с на­туры и запишите для лучшего запоминания новые тер­мины: «прямоугольный шип», «одинарный и двойной шип», «проушина», «гнездо» и т. д.

После этого следует обратить внимание учеников на то, что многие шиповые соединения имеют по несколь­ку шипов. Демонстрируя такие соединения, полезно за­дать шестиклассникам проблемный вопрос: с какой целью при соединении деталей увеличивают количе­ство шипов за счет уменьшения их ширины? Чтобы со­держание задачи лучше воспринималось, учитель дол­жен начертить на классной доске и показать (исполь­зуя кодоскоп с набором транспарантов) различную раз­метку деревянных брусков для соединения их одинар­ным шипом или несколькими, например пятью, шипа­ми. Показывая изображение разметки на экране, нуж­но повторить вопрос: почему для соединения деталей вместо одинарного используется большее количество шипов? Правильным будет такой ответ: если применить несколько шипов, то увеличится площадь склеивания (или соприкосновения) шипов и проушин, что значи­тельно увеличит прочность всего соединения.

При ознакомлении учащихся с изготовлением шипов в производственных условиях учитель должен исполь­зовать таблицы с изображением шипорезных станков, а также отдельные фрагменты кино- и диафильмов о деревообрабатывающей промышленности. Значи­тельно расширит представления о возможных способах применения шиповых соединений задание к следую­щему уроку: определите и запишите в рабочей тетра­ди предметы домашнего обихода, в которых использо­ваны шиповые соединения деталей.

Изложенные методические рекомендации успешно применялись на уроках технического труда. Как показала практика, систе­матическое использование различных дидактических средств с включением проблемных задач дает возмож­ность учителю рационально сочетать изложение теоре­тического материала с практической работой, более эффективно проводить занятия, повышать уровень и ка­чество знаний и умений учащихся, активизировать их мышление на уроках труда.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014