Ознакомление школьников с национальной одеждой народов России и СНГ

Художественный образ национального костюма складывался на протяжении веков, отражая эстетические идеалы народа, его представления о красоте, талантливость и трудолюбие. Изучение народной одежды имеет большое значение в воспитании патрио­тических, нравственных, эстетических качеств школь­ников.

Национальная одежда — одна из ярких страниц художественного прошлого народа. Она является неиссякаемым источником для исследователей раз­личных областей знаний — этнографии, истории, искус­ствоведения. Художники-модельеры на основе изучения народного костюма открывают новые линии и формы и применяют их в современной одежде.odezhdoj-narodov-rossii

Представленные на цветной вкладке костюмы дают лишь общее представление о характере национальной одежды народов союзных республик страны. Необычайное разнообразие ее видов, богатство отделки, особенности ношения — это особая тема, которая требует специального разбора.

Народная праздничная одежда русских женщин разделяется на две основные группы, объединенные между собой общими чертами. Это костюмы крестьянок русского Севера и центральной полосы России и костюмы южно-русских областей.

Одежда крестьянок русского Севера и центральной России состоит из рубахи, сарафана, пояса и передника. Северные крестьянки особенно богато украша­ли вышивкой рубаху. Разнообразные узоры вышивок цветными льняными нитками и шелком, золотой нитью, галуном и блестками украшали ее ворот и грудь, оплечья, запястья и подол. Особенно интересна и разнообразна была вышивка оплечий и подола: фантастические птицы и деревья, кони, всадники, женские фигуры составляли сложные многофигурные композиции. Вышивки выполнялись почти одним красным цветом, счетными швами — «росписью» и «крестом», а в некоторых районах — счетной гладью разноцветным шелком. Рубахи шили не только из гладких льняных тканей, но и из узорчатых, домотканого холста, а позже — из покупных шелковых тканей и тонкой кисеи.

Основу северо-русской женской одежды составляют сарафаны, отличающиеся стройным, расширенным книзу силуэтом. Такие косоклинные сарафаны носили в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Твер­ской областях. Синие холщовые сарафаны небогатых невест украшали набойчатые узоры из цветов или красных гроздьев спелой рябины.

Самые нарядные сарафаны шились из шелковых тканей. В 80-х гг. XIX в. в России две фабрики выпуска­ли для русских сарафанов шелковые ткани на бумаж­ной основе, отвечавшие вкусам того времени. Они отличались самобытным характером узоров, гармо­ничностью цветных сочетаний. Узоры сарафанов часто дополняли золотыми пуговицами и галуном. Такие сарафаны надевали по праздникам, бережно хранили и передавали по наследству.

В те времена особенно любимы народом были ма­линовый и алый цвета как самые нарядные и празднич­ные (с красным связывалось представление о добром, красивом).

Рубаха и подпоясанный сарафан составляли основ­ной наряд крестьянок Русского Севера. В некоторых районах поверх сарафана надевали украшенный вы­шивкой длинный передник, который подвязывали высоко на груди. У богатых крестьянок одежду до­полняли бархатные, шитые золотом и блестками «епа-нечки», «коротены» и «душегреи», которые носили поверх сарафана. Они повторяли его форму, красиво драпировались в складки, сборки, а в развернутом виде имели форму круга. Голову девушки украшала повязка или венец, шитые золотой нитью и речным жемчугом, замужние женщины носили «сороку» с кичкой или кокошник.

В каждой из южно-русских областей — Тульской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской — носили одежду, отличную от других, но общим для всех оставались покрой рубахи с трапециевидными вставками на плечах, так называемыми «косыми попи­ками», понева и своеобразный глухой передник. Все детали одежды богато украшались вышивкой, узорным ткачеством, цветным кружевом, кусочками ситца, атласными лентами.

Понева — набедренная одежда, надевалась поверх рубахи и закреплялась шнуром на поясе. Шили поневы в основном из клетчатых тканей синего или черного цвета. Они были распашными или глухими. Распашная понева не сшивалась, и разрез ее приходился посере­дине или на боку. Крестьянки имели несколько понев, которые носили в определенных случаях. Самые кра­сивые — яркие, богато украшенные узорочьем, на­девали в дни больших праздников, на свадьбу, сено­кос, первый выгон скота; в будни носили поневу, скром­но украшенную полосками красного кумача.

Поверх рубахи и поневы надевали своеобразный пе­редник — занавеску, прямого покроя, иногда с рука­вами, который щедро украшался вышитым орнамен­том и отличался многокрасочностью. Особую мону­ментальность и цельность женскому праздничному костюму придавал «навершник» — верхняя тунико-образная одежда, которая надевалась поверх руба­хи с поневой и передника. Завершал праздничный женский костюм сложный головной убор — «соро­ка», состоящий иногда из двенадцати деталей с «ро­гами» и длинными «хвостами», украшенный тонкой вышивкой и золотой нитью. Шейные украшения — бусы-разметки, ожерелье, монисто из цветного би­сера — дополняли праздничный костюм.

В целом для русского национального женского костюма характерны такие общие черты, как мало-расчлененный компактный объем, мягкий силуэт, плав­ная текучесть линий в движении.

Мужской русский народный костюм отличался мень­шим разнообразием. Он состоял в основном из ру­бахи-косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или сплетенным поясом.

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим раз­нообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатст­во отделки, насыщенный колорит. Основной деталью женского праздничного костюма служила вышитая сорочка из белого домотканого полотна, сохранявшая характерные традиционные мотивы и колорит своего района. Так, сорочки Полтавщины в основном украше­ны разнообразными мережками и вырезами, выпол­ненными нитками белого или мягкого серого цвета. На Подолии и Буковине сорочки украшали черно-красными и сине-желтыми вышивками. Поверх сорочки надевалась шерстяная тканая плахта с мелкой разра­боткой геометрических рисунков в квадратах. Выши­тый передник повязывался поверх плахты. Костюм завершал головной убор в виде венка из цветов с яркими цветочными лентами. Непременным допол­нением женского костюма служили шейные украше­ния — яркие бусы, монисто.

Мужской костюм украинцев состоял из рубахи, ук­рашенной по вороту и груди вышивкой, надетой по­верх широких ярких шаровар и повязанной длинным кушаком. Особенно красивой была одежда горцев-гуцулов. Непременная часть их костюма — овчин­ная безрукавка «кептарь» составляла основное деко­ративное украшение и была богато расшита апплика­циями из кожи, металлическими нашивками, тесьмой. Дополнял костюм широкий кожаный пояс.

Народная одежда белорусов сходна с русской.

Мужской костюм состоял из полотняной сорочки на­выпуск с поясом и узких штанов. Поверх нее часто надевали жилетку, на шею повязывали полотняный платок.

Основу женского народного костюма составляли длинная белая льняная рубашка, украшенная вышив­кой, суконная юбка — андарап, которая заменила старинную поневу, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звездо­чек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль за­вершал головной убор — венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок. Шею украшали бусы и ленты.

Колоритна народная одежда молдаван. Особой красочной нарядностью отличается женский празднич­ный костюм, состоящий из длинной блузки, украшен­ной вышивкой, в которой сочетаются мотивы и полосы геометрического орнамента, юбки, безрукавки и пе­редника, перехваченных поясом. Наряд дополняет го­ловной платок, украшенный цветком. Мужской костюм состоит из рубахи, нешироких штанов и безрукавки с вышивкой или аппликацией.

Особо следует отметить значение пояса в одежде русского, украинского, белорусского и других наро­дов. Богато украшенный пояс-кушак составлял не­отъемлемую часть народного костюма. Его отсутствие характеризовало небрежность, беспорядок в одежде; появление на улице без пояса считалось неприличным.

Изготовляли пояса из самых различных материа­лов: кованные из благородных металлов — золота и серебра; из кожи с различными металлическими украшениями; плетенные из льна, шерсти и тканые. Пояс для рубахи ткался на белой льняной основе красной шерстью, узорами геометрического характе­ра. Концы пояса украшались кистями или бахромой. Для верхней одежды пояса ткались из шерсти различ­ных цветов — красные, черные и др. Шелковые пояса первоначально привозили из разных стран Востока. Но уже в XIV в. на Руси существовало производство тканых поясов. Основными центрами производства поясов-кушаков были Россия и Белоруссия. Большой популярностью пользовались пояса, изготовленные на фабрике в г. Слуцке. Русские и белорусские мастера каждые по-своему перерабатывали восточные ориги­налы, придавая им свои национальные черты. Узоры и расцветка поясов отличались большим разнообра­зием. Любовь белорусов к родной природе ярко выражалась включением в орнамент поясов рисунков различных цветов и трав, букетов полевых цветов, ро­машек, васильков, которыми так богаты луга и леса Белоруссии.

Пояс имел важное значение и в свадебных обрядах: накануне свадьбы невеста дарила пояс своей работы жениху, показывая тем свое мастерство, вкус, тру­долюбие.

Своеобразна по своей форме и цвету старинная одежда народов Прибалтики.

Латышский женский национальный костюм состо­ит из контрастных по цвету частей одежды; темной широкой юбки, часто в полоску или яркую клетку, и светлого покрывала «виллайне». Праздничные «вил-лайне» богато украшали тканым или вышитым орна­ментом и закрепляли на плече металлической брошью. Длинные рукава льняной рубашки также украшались вышитым орнаментом геометрического характера. Костюм завершали головной убор — ленты с яркими узорами, венки, пояса, вязаные чулки.

Крестьянки Эстонии сами ткали, шили, вязали одеж­ду для всей семьи. Красота и сложность узоров в их изделиях служили мерилом мастерства, вкуса и трудо­любия. Сохранилось более 1 50 разновидностей жен­ских эстонских народных костюмов.

Женщины Литвы носили сразу по нескольку длинных, до щиколотки юбок. Самую красивую, верх­нюю, шили из гладкой или узорчатой шерсти, ниж­нюю — из льна. Поверх юбки повязывали передник, который был обязательным и самым нарядным элемен­том костюма. Появиться на людях без передника счи­талось неприличным. Его богато украшали вышивки: на белом, красном, черном или зеленом фоне четко рисовался крупный узор из цветов или растений геомет­ризованного характера. Костюм дополняла безрукав­ка, надетая на белую блузку, часто украшенную раз­личными мережками, вышивкой. Завершал костюм головной убор — круглая шапочка, расшитая узорами с блестками, цветами и лентами.

Мужские костюмы народов Прибалтики имеют мно­го общего. Они состоят из рубахи, иногда украшен­ной шейным платком, нешироких штанов и куртки, перехваченной по талии кожаным или тканым поясом. Костюм дополняют шляпа, повязанная лентой или ук­рашенная цветком, самоги или башмаки с вязаными чулками.

Национальная одежда народов Закавказья наряду с общими чертами в форме, покрое имеет различия по длине, отделке, цвету, характеру декоративных украшений.

Мужской костюм грузин, осетин, кабардинцев, чер­кесов состоял из длинной распашной черкески, пе­рехваченной поясом. Надевалась она поверх шелковой или бумажной рубашки. Узкие штаны заправлялись в мягкие сапоги. На голове носили меховую шапку.

Национальная одежда грузинок отличается раз­нообразием, но чаще всего состояла из однотонного платья с узким лифом и длинной широкой юбкой, придающей фигуре черты стройной грациозности. Пояс, вставка на груди и рукавах обычно делались из другой ткани — шелка или бархата, украшались вышивкой, золотом, бисером, цветным шелком.

Рукоделие в Грузии издавна было массовым женским занятием. Сложной вышивкой украшались мужские и женские головные уборы, предметы быта, подушки, скатерти, салфетки, кисеты, футляры, колганы. Вы­шивка дополнялась бисером и жемчугом. Наиболее богато расшивались налобные «тавсакрави» (узкая по­лоса из бархата или атласа черного, лилового, вишне­вого и других цветов, вышитая по горизонтали цветным шелком, золотыми и серебряными нитками с вкрапле­нием бисера, блесток и даже жемчуга). Сложный го­ловной убор грузинок включал несколько декоратив­ных элементов, в том числе легкую белую вуаль, иногда обшитую кружевом, и «тавсакрави», в орнаменте ко­торого преобладали растительные узоры, стилизован­ные цветы, листья, стебли, ветви. Рисунки отличались ярким колоритом, изысканностью цветовых соче­таний.

Национальный костюм женщин Армении был одно­типным и различался только тем, что в городе его шили из более дорогих  тканей  и дополняли более дорогими украшениями. Женская одежда армянок состояла из рубашки, обычно красного цвета, на ко­торую надевалось верхнее распашное платье, застеги­вающееся у талии. Оно шилось из сатина, ситца, шел­ка, бархата и украшалось вышивкой по вырезу на гру­ди и по низу подола. В старину непременной частью одежды был фартук, который повязывали на талии узким тканым или вязаным пояском, иногда с надписью, желавшей счастья и радости его владелице. Головной убор армянки украшало длинное покрывало из тонкой прозрачной ткани. Особое значение в национальном костюме имели различные украшения — кольца, браслеты, кулоны, выполненные в основном из сереб­ра. Его матовый блеск красиво обрамлял зеленовато-голубые камни бирюзы, красные кораллы, придавав­шие костюму особый колорит.

Разнообразны по покрою и оформлению националь­ные одежды азербайджанок. Костюм девушки значительно отличается от костюма замужней жен­щины. Он состоит из длинной широкой юбки из на­бивной ткани и короткой блузки, узкой в талии. Ха­рактерно многослойное ношение одежды: из-под верх­ней своеобразной блузы видны рукава нижней одежды, блузы или рубашки. Из-под подола длинного платья выглядывали яркие туфельки с загнутыми носами. Голову украшала тюбетейка, маленькая шапочка, рас­шитая цветным шелком, металлическими нашивками, или косынка. В старину азербайджанка не могла по­явиться на людях без чадры — большого покрывала, в которое она закутывалась, оставляя только глаза, а поверх всех юбок надевала широкие шаровары из шелковой ткани. Красочный костюм дополнялся раз­личными украшениями.

Мужской национальный костюм армян и азербайд-жан имеет много общего и состоит из нешироких штанов, нижнего и верхнего распашных халатов, пере­хваченных поясом или небольшим платком, и папахи.

Национальная одежда народов Средней Азии также имеет общие черты. У мужчин — туникообразная ру­баха, штаны с широким шагом, распашной халат, тю­бетейка, чалма или меховая шапка. У женщин — длин­ные шаровары, поверх туникообразная рубаха ниже колен, почти полностью скрывающая очертания фи­гуры, халат. Различия в покрое, форме, цвете, орна­менте и его расположении на одежде, а также голов­ных уборах говорит о местных особенностях народной одежды.

В Туркмении женщины шили нарядные платья из шелковой узкой ткани (30—40 см). Сшивая полот­нища, цветную золотистую кромку оставляли на лице­вой стороне, что подчеркивало конструктивные линии покроя и придавало платью особую декоративность. Круглый вырез вокруг шеи, концы длинных рукавов часто украшали яркой вышивкой. Любимый цвет турк­менок — красный, им окрашивали домотканую ткань, из которой шили праздничную одежду. Поверх платья носили халат, тоже украшенный вышивкой, металли­ческими нашивками. Костюм дополнялся массивными украшениями. Голову покрывала маленькая остроко­нечная шапочка со множеством подвесок или голов­ная накидка с изображением красных цветов тюльпана.

В старину женскую киргизскую праздничную одеж­ду — белдемчи — распашную юбку — вышивали ярким шелком на черном бархате. Узоры вышивок были связаны с растительными мотивами: цветущими ветвями, разнообразными розетками. Девушки носи­ли светлый наряд, круглую шапочку, обрамленную пушистым мехом куницы или выдры. Одежду женщин дополняло большое количество украшений: наголов-ные и височно-нагрудные в виде длинных тяжелых серег, соединенные цепочкой и завершающиеся на груди плоской коробочкой — амулетницей; наруч­ные — кольца, браслеты, которые органично вписыва­лись в костюм и составляли с ним единый ансамбль.

Мужскую одежду завершает своеобразная войлоч­ная шапочка белого цвета, отделанная черными по­лосками и кистями.

Таджикский женский наряд (13) создает впечатление праздничности, обилия красок, пестроты. Свободно струящиеся платья, легкие и контрастные по цвету шаровары, разнообразные шитые золотом и цветным шелком маленькие тюбетейки нарядны, красивы и удобны. Женское платье — «курта» — раскраивалось из одного куска ткани, сложенного пополам на плечах, а в бока вставлялись клинья. Платья для девочек и мо­лодых женщин украшались яркой нарядной вышивкой. Женщины покрывались большими головными платка­ми. Халатов не носили, а в холодное время надевали вязаные узорчатые чулки «джурабы». По украшениям таджички можно было судить о ее возрасте, социаль­ной принадлежности. Большое внимание уделялось различным подвескам, цепочкам, ожерельям, состоя­щим часто из наборных, свободно закрепленных дета­лей, что придавало известную динамичность костюму в целом.

Мужские национальные костюмы таджиков — по­лосатые и гладкие халаты, чалмы, тюбетейки — очень выразительны по силуэту и цвету, но более сдержанны и строги. Полоски — один из древних и излюбленных рисунков на ткани у таджикского народа. И в наши дни национальные полосатые ткани «алачу» (из хлоп­чатобумажных нитей) и «бекасаб» (шелковая основа и бумажный уток) вырабатывают в Таджикистане в кишлаке Каратаг. Ткань эта очень мягкая, изготовляет­ся из легкой пряжи полотняным переплетением. В одежде из такой ткани свободно дышится даже в летний зной.

Выразительная деталь одежды таджиков — яркая тюбетейка. Тюбетейки из различных районов имеют отличия в форме и по-разному украшаются. Изобра­жения цветов, зигзаги, кресты, стилизованные изобра­жения животных выполнены ярким шелком, золотой и серебряной ниткой, бисером.

Казахский женский праздничный костюм начала века состоял из яркого шелкового платья, отделанно­го по низу широкой полосой из бархата или воланами в несколько ярусов, бархатного бешмета, украшенно­го вышивкой или аппликацией, и маленькой шапочки. Девушки носили бархатные шапочки с развевающи­мися султанами из перьев филина. Праздничный костюм казашки дополняли массивные серебряные украшения, которые были неотъемлемой частью одеж­ды и головного убора. Их надевали на шею, вплетали в концы кос.

Казахские мужские халаты-шапаны — шили из тон­кого, чаще всего красного домотканого сукна и богато украшали вышивками растительного характера. На спине, полах, рукавах помещали стилизованные изобра­жения листьев, веток, крупных кругов с цветочными розетками.

Выразительны и национальные одежды узбекского народа.

Яркие полосатые халаты мужчин, подвязанные кра­сивыми платками, разнообразные тюбетейки, украшен­ные яркими узорами по бархату, или скромные черные с узорами «миндаль», «перец», вышитые белым шелком.

Праздничная женская одежда состоит из яркого свободного платья на кокетке и легких шелковых ша­ровар. Самыми распространенными тканями для плать­ев были шелковые и полушелковые одноцветные, по­лосатые, с так называемым абровым радужным узо­ром. Г олову украшала маленькая, богато украшенная вышивкой тюбетейка, и своеобразная прическа, состоя­щая из множества косичек.

В старину, отправляясь в гости, женщины надевали сразу по нескольку платьев с рукавами различной дли­ны, чтобы их концы виднелись один из-под другого. На голову накидывали паранджу — большой, широкий халат с узкими рукавами, концы которых закреплялись на спине. Такой наряд скрывал фигуру и лицо женщины.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Школа и труд © 2014